Понятие о Церкви Христовой

Слово "церковь" (греч. ЬскЛ.т^сла), происходит от глагола "эккалео" (еккоЛАв), что означает "собирать, вызывать". В древних Афинах "экклесией" называли городское собрание, в кото­ром принимало участие не все население города, а только из­бранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, при­нимать участие в управлении городом, нужно было соответство­вать определенным требованиям.

В христианстве изначально под Церковью понималось со­брание призванных в общество Господне лиц, услышавших при­зыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих "род избранный (y^voc, ^кА.ектбу)" (1 Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский ("Огласительные по­учения, бес. 18) говорит, что "Церковью, т.е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает".

Возможно ли дать определение Церкви? Скорее всего, не­возможно. Мы не ставим себе задачу доказать теорему, что дать такое определение невозможно, но все доселе существовав­шие попытки дать строго научное определение Церкви были не вполне корректными. Таких попыток было немало. Напри­мер, А.С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как "единство Божией благодати, обитаю­щей во множестве разумных тварей". Очевидно, что это опреде­ление содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать по определению едина. В Русской Церкви в конце XIX — начале XX века были острые богословские споры по поводу определения Церкви, вызванные сочинением на соис­кание ученой степени магистра богословия доцента Евгения Аквилонова, впоследствии протоиерея.

Первая попытка представить свое сочинение была сделана Аквилоновым в 1894 г. Работа была посвящена святоотечес-кому определению Церкви. В основание своей работы Аквило-нов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Хрис­товом. И хотя Свщ. Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия и ему пришлось в значительной степени переделать работу, тем не менее высказанные в его сочинении мысли широко распространились. В современной богословс­кой литературе выражение "Церковь есть Тело Христово" встре­чается очень часто. Обычно это определение понимается в свя­зи с учением о Боговоплощении — о восприятии Вторым Ли­цом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы и о таинстве Евхаристии — таинстве Причащения Тела и Кро­ви Христовой, которое рассматривается как способ участия че­ловека в Теле Церкви.

Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые согласно Свщ. Писанию и Священному Преданию, бе­зусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.

Во-первых, к Церкви принадлежат, согласно главе 9 Про­странного катихизиса, не только все православные христиане, живущие на земле, но также и скончавшиеся в истинной вере и святости. К Церкви принадлежат не только люди, но и Ангелы, ибо Бог "положил все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10). "Он есть глава тела Церкви, Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая пол­нота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умирот­ворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол. 1, 18-20). Aп. Павел обращается к христианам: "Вы приступи­ли к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иеруса­лиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю но­вого завета Иисусу" (Евр. 12, 22-24).

О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также Ангелы, гово­рит, несомненно, и церковное Предание. Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у бесплотных сил имеет­ся иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам.

В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т.е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соеди­ненных с Ним, как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать "Телом Христовом?" Конечно, назвать можно, но вряд ли это можно рассматривать как исчерпывающе научное опре­деление. Все-таки это наименование есть не более чем библей­ский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Свщ. Писания.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле; во-вторых, скончавшиеся в вере и в третьих, Ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое — это Церковь, состоящая из членов на земле, обыч­но она называется "странствующей Церковью". По всей види­мости, этим своим наименованием она обязана словам ап. Павла: "ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем буду­щего" (Евр. 13, 14). Иногда она называется также "Церковью воинствующей", поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, "...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6,12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: "...Ему надле­жит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (1 Кор. 15, 25).

Второе стадо — это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или "тор­жествующей". Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о "торжествующем собо­ре" (Евр. 12,13). Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о право­славной вере (в дальнейшем "Послание Восточных Патриар­хов) (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так:

"Отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью, до­стигшею отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога, и освящаются од­ним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невоз­можно, поелику одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду". В то же время они не существуют совершенно само­стоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Цер­ковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим. (Пространный Катихизис, 9 чл.)