Понятие о Церкви Христовой на земле

Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что "Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных право­славною верою, законом Божиим, священноначалием и таин­ствами". Существует широко распространенное мнение, что это есть катехизическое определение Церкви, которое дает свт. Фи­ларет. Это мнение ошибочно, поскольку свт. Филарет эти слова в качестве исчерпывающего определения Церкви не рассматри­вал. В его Катихизисе раскрытию смысла понятия Церкви по­священо целых полторы страницы, что нужно рассматривать как единую попытку представить понятие о Церкви. Что каса­ется вышеприведенного определения, то оно, конечно, как исчер­пывающее определение Церкви рассматриваться не может.

По существу эта формулировка не может считаться опреде­лением Церкви даже в ее земном аспекте, в ней дается лишь внешнее описание того, что есть Церковь. Церковь даже в зем­ном аспекте невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отлича­ется Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находит­ся в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ. Он есть не просто Основатель, но и "краеугольный камень" (Еф. 2, 19, 29), на котором зиждется все здание Церкви. Сам Господь во дни Своей земной жизни не называл общество Своих учеников Цер­ковью и само основание Церкви относил к плану будущего: «созижду Церковь Мою" (Мф. 16, 18). Общество учеников соде-лалось Церковью только в день Пятидесятницы, когда на апос­толов сошел Святой Дух. Следовательно, чтобы понять, что такое Церковь, нужно говорить и о месте и значении Святого Духа в жизни Церкви. Господь Иисус Христос определения Церкви нам не оставил. Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали и апостолы, и Отцы Церкви. Перечислим основные библейс­кие образы Церкви:

- образ виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1-8);

- образ пастыря и стада (Ин. 10, 1-16);

- образ строящегося здания (Еф. 2, 19-22);

- образ дома (1 Тим. 3, 15; Евр. 3, 6);

- образ брачного союза (Еф. 5, 32). С этим образом связано наименование Церкови "невестой Христовой" (Еф. 5, 23; 2 Кор 11, 2);

- евангельские приточные образы: рыболовного невода, ви­ноградника, засеянного поля;

- образ Церкви как града Божия (Евр. 11, 10);

- образ Церкви как матери верующих (Гал. 4, 26). Этот образ требует пояснения. Отцы Церкви дают следующее тол­кование. Пребывая в единении со Христом, вторым Адамом, Церковь дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Святом Духе, подобно тому как древний Адам через праматерь Еву дал бытие падшему человечеству; Церковь происходит от плоти и костей Христа (Еф. 5, 28-30) (под плотью и костьми имеются в виду крестные страдания Спасителя), как праматерь Ева из ребра Адама;

- образ главы и тела (Еф. 1, 22-23). Когда мы говорим о Церкви как о Теле, то имеем в виду, что в некотором глубин­ном смысле Церковь есть прославленное и обоженное челове­чество воскресшего Христа и все, мы, составляющие Церковь, принадлежим к ней в силу нашего участия в жизни этого про­славленного человечества, этого тела. А участие наше осуще­ствляется прежде всего через участие в таинстве Евхаристии, через причащение Тела и Крови Христовых. В таком случае можно вновь задаться вопросом: не является ли этот образ исчерпывающим определением Церкви хотя бы в земном ее аспекте? Конечно, этот образ очень глубоко проникает в сущность Церкви, но есть некоторые моменты, которые заставляют нас воздержаться от того, чтобы рассматривать его в качестве исчерпывающего определения Церкви даже в земном ее аспек­те.

Что значит дать определение того или иного предмета? Дать определение — это прежде всего достаточно четко очертить гра­ницы предмета. По отношению к Церкви определить границы достаточно сложно. По существу мы подлинно не знаем, где находятся границы Церкви, ни Свщ. Писание, ни отцы Церкви с абсолютной точностью этого не определяют. Можно точно указать, где Церковь есть, но не всегда можно указать, где ее нет. Далеко не всегда мы можем определить, кто принадлежит к Церкви, а кто не принадлежит.

Например, представители некоторых инославных сообществ:

католики, монофизиты, несториане — принадлежат они к Церк­ви или нет? С одной стороны, очевидно, что они находятся вне видимой ограды Православной Церкви и называть эти сообще­ства "церквами" в том смысле, в каком мы усвояем название "Церковь" Православной Церкви, нельзя. И в этом смысле можно говорить, что они находятся вне Церкви. С другой стороны, очевидно, что они все-таки находятся в каком-то отношении к Церкви, поскольку в этих сообществах мы признаем действи­тельность таинств, по крайней мере некоторых. Признаем мы в этих сообществах и апостольское преемство, ибо клирики этих церквей принимаются в общение Православной Церковью только через покаяние, без перерукоположения. Но могут ли апостоль­ское преемство и таинства существовать вне Церкви? Очевидно, что нет. Таким образом, на этот вопрос однозначно ответить нельзя.

Для того чтобы быть членом Церкви, человек должен при­чащаться Святых Тайн. Но кто может определить, как часто необходимо причащаться, чтобы принадлежать к Церкви, стро­го догматически это нигде не определено. Например, человек, который верит в Бога, но 2 или 3 года не был у причастия, является он еще членом Церкви или уже не является? Извест­ны святые, которые причащались очень редко.

Всякий грех отделяет человека от Церкви, но всегда ли воз­можно указать, где та мера греховности, по достижении кото­рой человек невидимым действием суда Божия отсекается от Церкви.

Таким образом, таинственная жизнь Церкви до конца не вмещается ни в какие точные формулировки. Итак, Церковь в ее земном аспекте:

1. Есть от Бога установленное общество верующих, объеди­ненных православной верой, священноначалием и таинствами.

2. Это общество возглавляется и управляется Самим Гос­подом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

4. Общество это одушевляется, живится и освящается Свя­тым Духом.