Основание Церкви Господом Иисусом Христом

Иисуса Христа называют Основателем Церкви, но это наи­менование прилагается к Спасителю совершенно не в том смыс­ле, в каком оно употребляется по отношению к основателям других религиозных обществ. Каким образом обычно появля­ется то или иное религиозное общество? Является некая рели­гиозно одаренная личность, которая подчиняет своему влиянию других людей, предлагает некоторое учение, которое может при­влечь большее или меньшее число адептов. Так было, например, с Буддой, с Магометом, с Иоанном Береславским, Мариной Цвигун и т. д. Однако Христос основывает свою Церковь совершен­но иным образом.

Свщ. Писание говорит, что Господь приобрел Себе Церковь "Кровию Своею" (Деян. 20, 28). Христианская Церковь созида­ется не учением, не повелением и даже не Божественной силой Господа, как, например, община ветхозаветная, а создается из Самого Господа Иисуса Христа, Который явился краеугольным камнем, на котором и строится Церковь. Поэтому Христос не только Основатель Церкви, но Он есть сама Церковь, которая строится на Теле Господа Иисуса Христа, строится из Самого Его Тела.

Именно в этом состоит принципиальное, коренное отличие христианства от всех иных религий. Для всех остальных ре­лигий личность основателя имеет второстепенное значение. Например, убежденных буддистов личность самого Будды, под­робности его земной жизни интересуют достаточно мало. В буд­дизме их привлекает прежде всего философия, которой они сле­дуют, а насколько эта философия совпадает с учением самого Будды, это их не так уж волнует. Для христиан, напротив, са­мое главное — это Личность Господа нашего Иисуса Христа. Вся история христологических споров, а это были самые про­должительные и напряженные богословские споры в истории Церкви, продолжавшиеся в течение 300 лет (кстати, и тринитарные споры, которые занимают собой все IV столетие, тоже имеют под собой христологическое основание и начинаются с того, что Арий отверг Божественное достоинство Сына Божия), — это споры не об учении Христа, а о Его Лице, т. е. о том, Кто такой Иисус Христос. И это не случайно, потому что восприя­тие учения Иисуса Христа зависит от того, как решается вопрос о Лице Искупителя.

В силу этого христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединить­ся с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосред­ственное живое общение, так как Господь не только основал Свою Церковь, но и реально, хотя и невидимо, пребывает и пре­будет в ней "во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).

Христос — краеугольный камень церковного здания, но вся­кое основание здания только в том случае имеет смысл, если здание строится. Церковь есть Тело Христово, но каждое тело, каждый живой организм должны расти и развиваться. Каким образом осуществляется рост церковного Тела, рост Церкви? Христос является Основателем и, можно сказать, Архитекто­ром церковного здания, но должен быть еще и строитель — тот, кто непосредственно осуществляет рост. Таким Строителем Церкви является Святой Дух, именно Он осуществляет строи­тельство, присоединяя верующих к Телу Христову, и Он же оживотворяет Тело, обеспечивая согласованное функциониро­вание всех его органов.

Церковь Христова создана не по велению Божию, не вне­шним действием Божественного всемогущества, но непосред­ственно через Искупление и освящение людей; Христос основал Свою Церковь реальным обитанием в ней Своим и Духа Свя­того. Вследствие этого Церковь имеет две неразрывные сторо­ны. С внутренней стороны Церковь есть сокровищница благо­дати и истины, с внешней — это общество людей, живущих на земле, общество, существующее и развивающееся в земных условиях. Тем не менее, и с внешней стороны, помимо некоторых случайных черт, которые неизбежно присущи любому челове­ческому обществу. Церковь имеет и положительное основание, укорененное в невидимом и не зависящее от каких-либо субъек­тивных начал. И в своем земном аспекте Церковь имеет свою, от Бога установленную структуру, так как невидимое пребыва­ние в Церкви Господа Иисуса Христа и Святого Духа выявля­ется посредством видимых и осязаемых форм. Иными словами, и по своей внешней, земной стороне Церковь является Боже­ственным учреждением со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями.