Христологический и пневматологический аспект Церкви

Экклезиологическое сознание современного христианина хри-стоцентрично. В современной богословской литературе о Церк­ви говорится главным образом как о Теле Христовом, все ос­тальное обычно забывается, остается вне внимания авторов. Это обусловлено в значительной степени западным влиянием. Если мы обратимся к наследию отцов Церкви, то увидим, что в предании Восточной Церкви экклезиология уходит своими кор­нями в равной степени и в христологию, и в пневматологию, т. е. в учение о Святом Духе. Ап. Павел говорит: "Бог все поко­рил под ноги Его (т.е. Христа. — О.Д.) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполня­ющего все во всем" (Еф. 1, 22-23). Эти слова содержат указа­ние на два аспекта Церкви; с одной стороны, она есть Тело Христово, а с другой — "полнота Наполняющего все во всем", т. е. Святого Духа.

Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело — созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рас­смотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вы­шеназванных Лиц.