Христологический аспект Церкви

Первое сообщение Св. Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу. В данном случае Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. Во время этого сообщения Духа ап. Фома отсутствовал, и, тем не менее, этот факт не сказался в дальнейшем на его апостольском достоинстве, ибо сама его принадлежность к апостольскому лику обусловливала его уча­стие в принятии этих даров Духа Святого, которые были даро­ваны не лично, а апостольской двенадцатирице в целом. Это присутствие Духа не есть личное, в данном случае Дух Свя­той выступает как "связь единства Церкви" (свт. Григорий Нисский) и дается апостолам совокупно как связь и власть священноначалия. При этом даровании Святой Дух не отно­сится к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости, Он выступает здесь как безличностная сила, служебная по отношению ко Христу, Который и дает Его.

Христос есть Источник жизни Церкви, приобщение к этому Источнику совершается силою Святого Духа. О таинстве Кре­щения, вводящем человека в Церковь, ап. Иоанн говорит как о рождении "от воды и Духа". (Ин. 3,5). Ап. Павел говорит: "...все мы одним Духом крестились в одно тело..." (1 Кор. 12, 13). Посредством Святого Духа Господь управляет Своею Цер­ковью. Господь установил в Церкви различные служения, ус­тановил определенную структуру Церкви, но поставляет на слу­жение Святой Дух. Например, поставление епископов (по си­нодальному переводу "блюстителей") совершает Св. Дух (Деян. 20, 28). Господь установил в Церкви определенные таинства и священнодействия, но совершаются эти таинства и священно­действия силой Духа Святого. Полнота единения со Христом достигается через участие в таинстве Евхаристии, но само преложение Даров в таинстве совершается силою Святого Духа. Такое неличностное присутствие Св. Духа в Церкви придает независимую от намерений и лиц объективность богослужеб­ным действиям духовенства, сообщает объективный и обяза­тельный характер постановлениям церковной власти, дает цер­ковным Соборам способность определять, выражать и заклю­чать в точные догматические формулы непостижимые для че­ловеческого ума тайны. С древнейших времен постановления церковных Соборов предваряются формулой, "изволися Свято­му Духу и нам", по образцу Апостольского Собора в Иерусалиме (Деян. 15, 28). Тот же принцип лежит в основании иконопо-читания и всех вообще церковных символов как вещественных знаков присутствия духовного мира. Вся эта деятельность Свя­того Духа относится к христологическому аспекту Церкви, но Его деятельность в Церкви этим не исчерпывается.