В их единстве

Христологический аспект Церкви связан с присутствием бла­годати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределенной необходимости и не зависит от лич­ной святости и намерений ее носителя. Сам Святой Дух, пода­ющий благодать, выступает здесь как сила, подчиненная Хрис­ту, обеспечивающая единство церковного тела и функциониро­вания его органов, т.е. это есть присутствие благодати объек­тивное, обоснованное предопределением.

В пневматологическом аспекте присутствие благодати яв­ляется "субъективным", лучше сказать, обоснованным избран­ничеством. Примеры такого присутствия: проявление благо­дати в мощах святых, в местах, освященных явлением Божией Матери или святых, в цельбоносных источниках, чудотворных иконах, в особых благодатных дарованиях, в чудесах и, конечно, в человеческих личностях, стяжавших благодать, т.е. в свя­тых. Святой Дух в данном случае действует не как подчинен­ная Сыну сила, а как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына. Поэтому в церковных песнопениях Святой Дух называ­ется "самовладычным". Наиболее ярко в Свщ. Писании о таком самовладычном действии Духа говорится в 1 Кор. (12, 7-11): "Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному раз­личение духов, иному разные языки, иному истолкование язы­ков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждо­му особо, как Ему угодно". Таким образом, присутствием Св. Духа в Церкви сообщается благодать отдельным личностям, "каждому особо", и Сам Дух при этом выступает как самосто­ятельное Лицо, Которое действует "как Ему угодно". Помимо разделения дарований духовных, Святой Дух взращивает в чле­нах Церкви духовные плоды. Примерами таких плодов ап. Па­вел называет "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Гал. 5, 22-23). На­конец, изливаясь в самое существо верующих. Святой Дух сооб­щает им Божественную благодать и по мере усвоения ими бла­годати соделывает их храмами Божиими: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).

Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипо­стаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в бла­годати Святого Духа. То обожение человеческой природы, ко­торое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях дол­жно совершиться посредством действия Духа Святого и на­шей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви. Христоло-гический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось, и пневматологический аспект — аспект станов­ления, которому соответствует усвоение плодов Искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. Различие этих аспектов обус­ловлено двумя различными образами присутствия и действия Святого Духа в Церкви. При этом два аспекта теснейшим об­разом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более укоре­няться в соединении с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Но чем теснее это соединение, тем в большей степени становится способным человек воспринимать и усваивать обоживающую его благо­дать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

С этими двумя аспектами бытия Церкви человек встречает­ся с самого момента вхождения в Церковь: в таинствах Креще­ния и Миропомазания. В Крещении, которое есть таинство по преимуществу христологическое, Святой Дух, как служебная по отношению ко Христу безличная сила, соединяет нас со Хрис­том и делает членами Тела Христова. А в таинстве Миропома­зания тот же Дух, но уже как Лицо Пресвятой Троицы, незави­симое от Сына в своем ипостасном бытии, сообщает нам дары обоживающей благодати, доступ к которой мы получим через Крещение. Недопонимание различий между этими двумя аспек­тами Церкви у католиков ведет не только к заблуждениям догматического характера, но также имеет следствия и в ли­тургической жизни. У католиков эти два таинства — Крещение и Миропомазание — разнесены во времени. Миропомазание совершается по достижении человеком церковного совершен нолетия и носит название "конфирмация" («подтверждение», т.е. фактически является подтверждением Крещения, которое принимает человек в сознательном возрасте. Ясного понимания того, что Миропомазание есть таинство Духа Святого, здесь нет.