Апостольство Церкви

Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог по­слал (греч., ^cx'rcfcn'eiAev) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подза­конных..." (Гал. 4,4-5); "...уразумейте Посланника (греч., т6' АлосттоХоу) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа..." (Евр. 3,1). Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т. е. по­сланцами. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называ­ется апостольской по цели своего бытия. Однако этим апос­тольство, как свойство Церкви, не ограничивается.

Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2,20). В книге Откровения Иоанна Богослова (21,14) евангелист и тайнозритель созерцает Церковь в ее эсхатологическом исполне­нии: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них име­на двенадцати Апостолов Агнца". Таким образом, апостолы являются основанием Церкви в хронологическом смысле — они стояли у истоков ее исторического бытия. Кроме того, они передали Церкви учение веры и жизни, установили по запове­ди Господа таинства и священнодействия, установили и начала ее канонической структуры, чтобы все было благообразно и по чину. Они поставили первых епископов, установив иерархи­ческую структуру Церкви. Это есть чисто внешняя историчес­кая сторона апостольства Церкви.

Чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь и по самому своему существу должна быть именно таковою, ка­кою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до сконча­ния века.

Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: "...бра­тия, стойте и держите предания, которым вы научены или сло­вом или посланием нашим" (2 Фес. 2,15), или "держись образ­ца здравого учения, которое ты слышал от меня..." (2 Тим. 1,13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует уда­ляться от учителей, учение которых не утверждается на пропо­веди апостолов: "О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного зна­ния" (1 Тим. 6,20), "Еретика, после первого и второго вразумле­ния, отвращайся" (Тит. 3,10). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установ­ленной Самим Господом: "...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18,17). "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1,8).

Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: "...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, осо­бенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста..." (Тит. 1,10-11).

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Свято­го, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятиде­сятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольс­кой Церкви — это непрерывное преемство от апостолов бого-учрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преда­нию в учении, в священнодействии и в основах церковного ус­тройства.