Богоучрежденная церковная иерархия

По мнению протестантов, иерархия есть не более чем цер­ковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священно­действия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основны­ми положениями.

1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Боже­ственное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ниче­го существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство.

2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми.

3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархичес­кую степень, — это только видимый знак поставления на слу­жение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, кото­рые отличали бы клирика от мирян.

Эти положения протестантского учения о священстве, не­сомненно, находятся в противоречии с данными Божественного Откровения. Так, ап. Павел говорит, что иерархическое служе­ние в Церкви установлено Самим Господом: "...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения..." (Еф.4,11-12). Священ­ство предполагает избранничество свыше: "Не вы Меня избра­ли, а Я вас избрал и поставил вас..." (Ин. 15,16), и "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон". (Евр. 5,4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответ­ствующего призвания свыше. Что касается третьего положе­ния протестантов, то возражения против него будут рассмотре­ны несколько позднее.

В Свщ. Писании говорится о нескольких иерархических степенях.