Б) Иисус Христос есть человек безгрешный

Фактически это отличие Христа от нас по человечеству яв­ляется следствием первого, ибо безгрешность Спасителя есть следствие сверхъестественного образа Его рождения. Челове­чество Спасителя получило свое бытие в Ипостаси Бога-Слова, которая сделалась принципом его индивидуализации и сообщила ему способ существования. С момента Воплощения чело­вечество Христово находилось в неразрывном единстве с Боже­ством. В силу этого Спасителю была свойственна свобода от первородного греха, а значит и совершенная личная безгреш­ность, так как личные грехи являются следствием греха перво­родного. За всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой скрытой греховности.

Из Свщ. Писания мы видим, что для Христа было харак­терно сознание личной безгрешности. Например, в Ин. (8, 46) Он спрашивает иудеев: "Кто из вас обличит Меня в неправде" или в Ин. (14, 30): "Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего", т.е. не имеет ничего сродного себе, ничего нечистого, на что он мог бы распространить свою власть. Призывая всех к покаянию, Христос Сам никогда не чувствовал нужды в покая­нии. Нигде в Свщ. Писании не говорится, что Христос испыты­вал раскаяние, Ему не было свойственно чувство личной винов­ности ни в какой степени. На безгрешность Спасителя указы­вает также замечание евангелистов при описании Его Креще­ния. Отмечается, что Иисус, крестившись, тотчас вышел из воды. Это указывает на то, что после погружения в воду Господь не исповедывал, в отличие от других людей. Свои грехи, а вышел из воды тотчас после погружения.

О безгрешности Господа говорится как в Ветхом Завете, так и в Завете Новом. В Ветхом Завете, например, в Ис. (53, 9):

"Он... не сделал греха, и не было лжи в устах Его". Эти слова относятся к Мессии. Апостол Петр говорит: "Он не сделал ни­какого греха" (1 Пет. 2, 22). В 1 Ин. (3, 5) говорится: "В Нем нет греха". У апостола Павла: "Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех" (2 Кор. 5, 21). В Евр. (7, 26) апостол говорит о Христе: "Таков и должен быть у нас первосвящен­ник, святый, непричастный злу".

Из того факта, что Господь был свободен от первородного греха и не имел личных грехов, не следует, что Он был свободен от последствий греха первородного, потому что Господь вос­принял не природу Адама в его первозданном состоянии, ка­кую тот имел до грехопадения, а нашу природу со всеми по­следствиями падения, для того чтобы, разделив с человеком все последствия его падшести, исцелить наше естество и все усло­вия падшего бытия сделать условиями спасения.

С вопросом о подвержености человечества Христа послед ствиям первородного греха связано появление ереси, которая получила название афтартодокетизма. Возникла она в VI веке, причем первоначально не в православной, а в монофизитской среде. В первой трети VI века имел место ученый богословский спор между двумя крупными деятелями монофизитства — Се-виром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским.

Севир Антиохийский в данном вопросе отстаивал позицию, близкую к православной, считая, что Христос был по Своему человечеству подвержен всем последствиям греха. А его про­тивник, Юлиан, считал, что человечество Христа было нетленно, т. е. не было причастно греху Адама и последствиям этого греха, и что все те страстные состояния, о которых говорит Еван­гелие нужно рассматривать как некие попущения со стороны Божества, которое как бы заставляло Себя в некоторых нази­дательных целях испытывать страдания, по природе Ему не свойственные.

"Фтора" (фборй) по-гречески значит "тление", "порча". Сто­ронников Юлиана называли "афтартодокетами", т. е. людьми, которые утверждают призрачность тленности или страдатель­ности человечества Христа. В ответ на это сторонники Юлиана своих противников называли фтартолатрами, т. е. теми, кто служит и поклоняется тленному.

Слово "тление" может иметь два значения. С одной сторо­ны, под тлением можно понимать разрушение, распадение на части, на составные элементы. В этом смысле, конечно, тело Христово было нетленно, и в этом сходились как православ­ные, так и еретики. Второе значение слова "тление" — подвер­женность страдательным состояниям. Относительно этого зна­чения и был спор: подвержено ли тело Христа по человечеству реально тем страдательным состояниям, которым подвергает­ся тело каждого из нас?

Православные и умеренные монофизиты считали, что бе­зусловно подвержено. Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложе­ние...", кн. 3, гл. 20) пишет: "Естественные и беспорочные страсти (та йЗюфА/пта. ло(9-п) суть страсти, не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуж­дения, происшедшего из-за преступления, как например: голод, Жажда, утомление, труд (труд в смысле усталости. — О.Д.), сле­зы, тление, уклонение от смерти, болезнь, предсмертная мука, от которой происходит пот и капли крови".

Господь воспринял все для того, чтобы все освятить, и в этом смысле человечество Христово было тленным. Как зак­лючает св. Иоанн Дамаскин, если бы оно не было тленно, то не было бы одной и той же сущности с нами. Сами по себе эти непорочные, или неукоризненные, безгрешные страсти не явля­ются грехом, но у каждого обычного человека эти страсти ведут к грехам, становятся причинами грехов и греховных страстей. Непорочные страсти следует отличать от страстей греховных — таких, как чревоугодие, зависть, ненависть и т. п.

У Христа мы признаем наличие безгрешных и непорочных страстей, однако во Христе они никогда не приводили к грехов­ным поступкам или состояниям.

По православному учению, Господь, однажды решившись воп­лотиться, принимает на Себя все последствия человеческой пад-шести. Конечно, Он принимает их добровольно. Он мог бы их не принимать, в этом отношении Его страдания являются свобод­ными. Но воплотившись, подчинив всецело Себя законам пад­шего человеческого естества, Он уже не может не страдать. Хри­стос, постившись 40 дней, не мог не испытывать голод, или, пройдя длинное расстояние по жаре, Он не мог не испытывать усталос­ти и жажды. Иначе говоря, это совершалось автоматически, естественно. Юлиан не отрицал, что страдания Христа реальны, но он считал, что каждый раз требуется некое свободное согла­сие воли Христа на то или иное страстное состояние. Напри­мер, Христос мог бы при сколь угодно долгом посте не испыты­вать ни голода, ни иных неприятных ощущений, но для того, чтобы уподобиться нам, Он после поста заставляет Себя испы­тать голод. Когда Его прибивают ко кресту, Он не испытывает боли, но принуждает Себя ее испытать. Постоянно как бы со­вершается некоторое понижение онтологического уровня, ниспадение Богочеловека на более низкий уровень бытия. В этом принципиальная разница между православными афтартодоке-тами, считавшими, что человечество Христа свободно от страст­ных состояний и лишь периодически, в исключительных случа­ях, Господь попускает Себе испытывать те состояния, которые свойственны каждому из нас. По православному учению, с мо­мента Воплощения Господь подвержен всем тем безгрешным страстям, которым подвержен каждый человек. На православ­ной почве ересь афтартодокетизма также имела место. Извест­но, что на старости лет сам император Юстиниан Великий впал в эту ересь и даже заготовил соответствующий указ, чтобы вве­сти афтардокетизм в качестве официального исповедания. Впрочем, сейчас появились исследования, которые говорят о том, что Юстиниан был оклеветан недоброжелателями.