Епископы

Епископы являются непосредственными преемниками и про­должателями служения апостолов. На тесную связь апостоль­ского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. Писании назван не только апо­столом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). В синодаль­ном переводе в этом месте стоит слово "блюститель". Жребий апостольского служения называется "епископством" (Деян. 1, 20) (в синодальном переводе — "достоинство").

Несомненно, образ служения апостолов и епископов разли­чен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселен­ской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

О том, что служение епископов есть действительно служе­ние пастырское, говорит ап. Павел (обращение апостола к ефесским епископам): "...внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте — епископами), пасти Церковь Господа и Бога..." (Деян. 20, 28).

Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение:

"Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1 Тим 4 14);

"...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6).

Два этих свидетельства опровергают протестантское мне­ние, согласно которому в таинстве священства не преподается никаких особых благодатных даров, отличающих клирика от мирянина.

На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служе­ние во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникаль­ными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Цер­ковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Цер­ковь существовать не может. Апостолы передали то, что суще­ственно для жизни Церкви.

В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем разли­чить все три составляющих пастырского служения:

Учительство: "Проповедуй сие и учи" (1 Тим. 4, 11); "про­поведуй слово..." (2 Тим. 4, 2); "...совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим. 4, 5); "...занимайся чтени­ем, наставлением, учением" (1 Тим. 4, 13).

Священнодействие: "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах..." (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров..." (Тит. 1, 5).

Служение управления: "...обличай, запрещай, увещевай..." (2 Тим. 4, 2); "...увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит. 2, 15).

В протестантской и отчасти в католической литературе су­ществует широко распространенное мнение, что первоначаль­но в древней Церкви не было различия между епископами и пресвитерами, что это было единое служение. Это мнение раз­деляли и некоторые западные отцы Церкви (блж. Иероним). На христианском Востоке его никто никогда не разделял. Со­гласно Восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминоло­гии. Поэтому различные иерархические степени могли назы­ваться по-разному.

Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отно­шение к подчиненным ему пресвитерам практически не отли­чалось от тех отношений, которые существовали в последую­щее время между епископами и священниками. Во-первых, Ти­мофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров, во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвите­ров: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказы­вать сугубую честь..." (1 Тим. 5,17). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т.е. судить пресвитеров: "Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидете­лях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5,19-20). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Апостол Павел говорит Тимофею: "...я просил тебя пребыть в Ефесе..." (1 Тим. 1,3). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимо­фей, по своему существу оно не отличается от того служения, которое мы ныне называем епископским.

Учитывая особую важность епископского служения, Цер­ковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемствен­ность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было тех, кто сами себя поставили во епископы, чтобы не было самосвятства. Уже во II веке одним из главных аргументов православ­ных в споре с еретиками, в частности с гностиками, заключался в том, что еретики не могли документально подтвердить преем­ство своих епископов от апостолов, в то время как православ­ные это успешно делали. Так, свщмч. Ириней Лионский ("Про­тив ересей") пишет: "Мы можем перечислить тех, кто от апос­толов поставлен епископами в Церквах, и их преемников даже до нас". О том же самом говорит и Тертуллиан ("О предписа­ниях"): "Пусть покажут начало своих Церквей и объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый епископ имел своим виновником или предше­ственником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами, ибо Церкви апостольские ведут списки своих епископов именно так: Смирнская, напри­мер, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская — Климента, рукоположенного Петром". Поскольку благода­тью священства во всей полноте обладают только епископы, то, по словам, Тертуллиана, "без епископов нет Церкви".