Союз между Церковью земною и Церковью небесной

Православная экклезиология проводит различие между Цер­ковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протес­тантскому мнению, не изолированы друг от друга полностью. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого — Христос. По словам Спасителя: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от на­ших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. An. Павел обращается к своим совре­менникам, членам земной Церкви: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, напи­санных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12, 22—23). Поскольку все ис­тинно верующие, как живые, так и умершие, составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. По словам ап. Павла, "...страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 26).