Почитание святых икон

Священные изображения в христианской Церкви имели ме­сто уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскоп­ках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изобра­жениям. Всем известно обвинение православных протестанта­ми в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что хрис­тианские иконы действительно суть идолы или кумиры, посколь­ку в греческом языке слова "икона" ("e'iiccov") и "идол" ("s[5oXov") — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатству­ешь?" (Рим. 2, 21-22).

Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на со­здание и почитание изображений. Это было исторически обус­ловлено условиями жизни богоизбранного народа, который на­ходился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосред­ственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Свя­тая Святых храма, также по непосредственному указанию Бо­жию были сделаны изображения двух херувимов: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25,22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым обра­зам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Вет­хом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был пора­жен смертью (2 Цар. 6, 7).

Изначально слово "святой" относилось исключительно к Богу, но затем это наименование стало прилагаться не только к Богу, несоизмеримому с тварью, но и ко всему, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например, храм, закон и т. д. Подобно­го рода предметы требуют благоговейного к себе отношения и могут быть предметами поклонения и почитания. В противном случае вторая заповедь Моисея — "Не сотвори себе кумира..." (Втор. 5,8) пришла бы в противоречие с четвертой заповедью — "Наблюдай день субботний..." (Втор.5,12) и пятой — "По­читай отца твоего и матерь твою..." (Втор. 5,16). Такое отно­шение к священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.

Если бы протестанты были последовательными, то они дол­жны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать..." (Ис. 42,4) и таким образом предметом религиозного упования объяв­ляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, ко­торый говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. 6,8), т.е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118,97), т.е., согласно Давиду, предметом религиоз­ной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.

Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, высшее творение, созданное по образу и подо­бию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонил­ся своим гостям (3 Цар. 1,47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23,12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу — О.Д.) лицем до земли" (Быт. 42, 6), есть и другие примеры.

В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопок­лонство? Прежде всего, нужно дать определение того, что есть идолопоклонство, или язычество. Наиболее глубокое определе­ние того, что есть язычество, дает ап. Павел: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1,25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-пер­вых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Во-вторых, это не есть служение, потому что православное богословие и практика ико-нопочитания строго различают поклонение как всецелое слу­жение (XTpslcx), которое подобает только одному Богу, и покло­нение как воздаяние чести (Т1ЦГ|СТТ17Г| TCpocTKi5vr|<7ic;), что букваль­но можно перевести как "почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, свв. угодникам. Ангелам и т.д. Поэтому иконопо­читание и возможно и полезно.

Но иконопочитание — это не только вопрос церковной прак­тики. Оно имеет и догматической, а именно христологический аспект. В таком контексте проблема иконопочитания была поставлена в эпоху иконоборческих споров. До начала иконо­борчества Церковь допускала различное отношение к иконам и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обя­зательным. Но после VII Вселенского Собора оно стало обяза­тельным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочитании оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.

Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о воз­можности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запре­щено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, "Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Но­вом Завете. Евангелист продолжает: "Единородный Сын, су­щий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Бого-воплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувствен­ному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозмож­ность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Глав­ный богослов иконоборчества император Константин V Копро-ним предлагал православным следующую дилемму: "Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изоб­разить Божество, то это невозможно, поскольку оно по опреде­лению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняе­тесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".

Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпо­сылках иконоборческой христологической доктрины, потому что православные изображают не Божество и не человечество, а еди­ную богочеловеческую Личность и поклоняются не "чему", не природе, а "кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.

На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Трои­цы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заклю­чить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что ося­зали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христи­анства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представ­ляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество "ересью аграптодокетизма" (от греч. уро1фсо).

VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: "Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах — О.Д.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуж­даются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почи­танием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь , воздаваемая образу, переходит к первообразному".

К этому следует добавить, что это общение посредством икон осуществляется и в обратном направлении; не только мы об­ращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы подаются благодатные дары, в том числе и явным образом — через мироточения, чудесные об­новления икон, чудесные исцеления. То же самое справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.