Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Прежде чем говорить о том, как святые отцы понимали Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии, рассмотрим, как понимается Преложение в католицизме и протестантизме.

Католики для обозначения того изменения, которое проис­ходит со Св. Дарами в таинстве Евхаристии, используют тер­мин "пресуществление" (латинское "transsubstantiatio", букваль­но — "изменение по сущности"). В принципе это слово не со­держит в себе ничего криминального, оно, например, использу­ется в Послании Восточных Патриархов о Православной вере. В актах Тридентского собора говорится: "Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущ­ность Плоти Христовой, а сущность вина — в сущность Его Крови". При этом чувственные свойства хлеба и вина остают­ся неизменными, но лишь по видимости; они сохраняются толь­ко как внешние случайные признаки (акциденции).

Следствием такого учения является вполне естественное желание дематериализовать сами евхаристические Дары, по­этому на Западе вместо обычного квасного хлеба используются хлебы пресные, так называемые "хостии", или "облатки". "Хостия" — латинское слово, буквально обозначающее "жертвенное животное". Католики-миряне обычно причащаются под одним видом, поскольку использование квасного хлеба и допущение к чаше мирян опасно для концепции транссубстанциации, ибо совершенно очевидно, что и хлеб, и вино в таинстве Евхаристии сохраняют свои существенные свойства, а не только случайные и видимые признаки.

Протестантизм отверг учение о пресуществлении, и протес­танты рассматривают хлеб и вино только как символ, образ и залог духовного причастия. Христос присутствует в Евхарис­тии не Своей телесной сущностью, пребывающей на небесах, но лишь животворящей силой, которая преподается тем, кто при­ступает к причастию с верой. Впрочем, некоторые ранние проте­станты, например Лютер, настаивали на реальности присутствия Тела Христова в Евхаристии. Для свв. отцов, для Предания Восточной Церкви подобного рода рассудочные схемы совер­шенно чужды. Свв. отцы никогда не стремились величайшее таинство выразить посредством схоластических дефиниций. У свв. отцов мы встречаем различные евхаристические концеп­ции. Некоторые отцы Церкви учили о преложении как усвое­нии евхаристического хлеба и вина человечеством Слова, как их восприятии в Ипостась Бога Слова. Такое учение мы встре­чаем у свщмч. Иринея Лионского, у свт. Григория Нисского, у св. Иоанна Дамаскина, у прп. Максима Исповедника.

Выразить эту тайну святые отцы попытались посредством образов. Так, у многих отцов встречается образ раскаленного меча или сабли: когда железо нагревается, то оно становится единым с огнем таким образом, что можно жечь железом и резать огнем. Однако при этом ни огонь ни железо не теряют своих существенных свойств.

Другие Отцы учили о преложении как о новом Боговоплощении, например блж. Феодорит Киррский.

Эти евхаристические концепции воспроизводятся современ­ными православными авторами. Так, Х.Яннарас (стр. 187) пи­шет: "В церковной Евхаристии происходит то же, что и при сошествии Святого Духа на Богородицу — тварь становится сопричастной нетварному, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. То есть евхаристические дары восприемлются в единство Ипостаси, нераздельно и неслиянно соединяются с Бо­жеством Христа и с Его человечеством".

Многие из древних отцов Церкви даже подчеркивают, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют свои природные качества.

По крайней мере до Х века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил о иллюзорности евхаристических видов. Впер­вые мысль о транссубстанциации возникает на Западе не ранее XI столетия. Отсутствие таких идей у свв. отцов эпохи Вселен­ских Соборов можно доказать следующим образом. Если бы существовало мнение, что евхаристические Дары теряют свои существенные свойства вследствие преложения, то это было бы удобнейшим аргументом против православных в руках монофизитов. Однако ни один монофизитский автор никогда таким аргументом не воспользовался. Идея транссубстанциации была для монофизитов такой же чуждой, как и для православных.

В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное че­ловечество Господа Иисуса Христа как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновывать. Един­ство у отцов усматривается в причастности Св. Даров и челове­чества Спасителя единому способу существования, т.е. един­ство здесь мыслится не на природном, а на ипостасном уровне. Св. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию, в таинстве преображается не природа людей и вещей, а образ существования их природы.

У католиков вследствие учения о пресуществлении неиз­бежно деформируется само восприятие таинства Евхаристии, оно превращается в сверхъестественное, по существу магичес­кое средство для присвоения индивидуумом сверхъестествен­ного спасения. Плоды евхаристического приобщения понима­ются здесь как сверхъестественная добавка к природе челове­ка, которой он оправдывается и спасается. О последствиях не­правильного учения о таинстве Евхаристии и пресуществле­нии Св. Даров для всего строя жизни римского католицизма X. Яннарас говорит следующим образом (стр. 188): "Евхарис­тия здесь не изменяет способа существования человека, не пре­ображает его из индивидуального в церковно-тринитарный. Потому и Церковь не отождествляется с Евхаристией и Цар­ством, но сводится к институциональной оправе для присвое­ния индивидуумом сверхъестественного пресуществления. Так римский католицизм вводит и поддерживает индивидуалис­тическую религиозность, а также отделение Церкви от мирян, сведение ее к чисто административной иерархии, что в корне противоречит апостольской истине и церковному опыту".