Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве

Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а прине­сение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Иску­пителем на Крест, "всегда ядомых и николиже иждиваемых". Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны меж­ду собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не ме­нее, и различаются. В отличие от Голгофской Жертвы, Евхари­стия есть Жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, "...воскреснув из мертвых, уже не умирает..." (Рим. 6, 9). Евха­ристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в вос­поминание страданий и смерти Христа. Совершителем Евха­ристии является Сам Христос. Согласно литургической мо­литве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но, в отличие от жертвы Голгофской, Евхарис­тическую Жертву Господь приносит не непосредственно, а че­рез священнослужителя.

Существует богословская проблема, которая помогает луч­ше понять соотношение между Евхаристией и Голгофской Жер­твой: это вопрос о месте жертвоприношения Иисуса Христа как Первосвященника Нового Завета. Учение Церкви о Христе как о Первосвященнике и учение о Крестной Жертве основано главным образом на Евр. Согласно этому Посланию, Жертва Христова, как однократная, отличается от многократных жертв Ветхого Завета и состоит в принесении Его Крови. Историчес­ки место приношения жертвы Христовой — это, несомненно, Голгофа, но в Евр. 8, 1-3; 9, 24 утверждается, что Христос при­нес Свою Жертву не на Голгофе, а в небесной скинии. По этому поводу интересные мысли содержатся в книге епископа Кассиана (Безобразова) "Христос и первое христианское поколение" (стр. 270).

Еп. Кассиан пишет: «В каждом жертвоприношении надо различать две стороны — заклание и приношение. Дело свя­щенника есть приношение, а не заклание (Лев. 1,5). Иисус был заклан на Голгофе, но Свою кровь, как Священник, Он принес в небесной скинии. Приношение предполагает заклание. Уче­ние ап. Павла к Евреям не упраздняет Голгофу, но первосвя-щенническое служение Христа, на котором оно полагает уда­рение, относит не к Голгофе, а к небесной скинии. Оба момента тесно связаны: смерть Христа на Кресте совершилась в опре­деленной точке пространства и в определенный момент време­ни. Голгофа относится к истории, небесная скиния — вне вре­мени и вне пространства. Только условно можно говорить о небесной скинии как о "месте" Христовой жертвы. Но времен­ное и вневременное дано в Послании к Евреям с нерасторжи­мым единством».

Еп. Кассиан продолжает: "В нашем сослужении небесному Первосвященнику, сослужении не только чаемом, но и данном, мы участвуем в Его жертвоприношении. Это соучастие и со­вершается в Евхаристии. Жертва Христова единая и неповто­римая. Но в Евхаристической трапезе Господь призвал нас к разделению Его страстей. Это — смысл установительных слов (Мф. 26, 26-28). Та же сопряженность, которая существует меж­ду смертью Христовой на Голгофе во времени и Его жертвой в небесной скинии вне времени, должна быть утверждаема меж­ду жертвоприношением на небе и многократным совершени­ем Евхаристии на земных престолах. Речь идет не о повторе­нии единой жертвы Христовой, а о множественном ее преломлении в жизни Церкви во времени" (там же, с. 272).