Состояние душ грешников после частного суда

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания греш­ников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом" (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). "Ад" (греч. — a'i5r|c) буквально озна­чает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли" (Еф. 4, 9), просто "преисподней" (Флп. 2, 10), "тьмой кромешной" (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, "темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осужде­ния и гнева Божия".

Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "...отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7,23). Греш­ники, в отличие от праведников, не имеют покоя: "...червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк.9,44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: "Скорбь и тес­нота всякой душе человека, делающего злое..." (Рим. 2,9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоя­нии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо "...утверждена великая пропасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут..." (Лк. 16,26). Это раз­личие в состояниях между праведниками и грешниками и не­возможность по своей воле перейти из одного состояния в дру­гое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее находились они в различном состоянии. После соше­ствия Христа во ад праведники были Им из шеола изведе­ны (1 Пет. 3, 18-20).

Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествова­ние имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя асси­рийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию.