Священное Предание

 

“Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды”3.

Само слово “предание” (греч. paravdosi") означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение.

“… я от Самого Господа принял то, что и вам передал” (1 Кор. 11, 23),

говорит ап. Павел.

1.1. Священное Писание о Священном Предании,
понимание Священного Предания у раннехристианских авторов

 

В книгах Нового Завета слово “предание” обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

“… стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес. 2, 15);

“Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам” (1 Кор. 11, 2).

Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский († 156) пишет “о преданном изначала слове”4, а сщмч. Ириней Лионский († 202) говорит о “предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров”, об “апостольском предании”, о “церковном предании от апостолов”5.

Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:

“Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно” (Ин. 17, 8).

Согласно Тертуллиану, учение веры “церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога”6.

Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди7 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.