Литургическое предание

 

Богослужение и таинства — это легкие и сердце церковной жизни; именно в богослужении, таинствах Церковь является тем, что она есть по существу. Литургическая жизнь Церкви — это то таинственное лоно, в котором раскрывается полнота Священного Предания, потому что именно здесь верующим непрерывно преподается полнота благодатной жизни во Христе. Правильно организованная духовная жизнь, невозможная без участия в таинствах, является залогом чистоты веры. Уже в III столетии римский папа Келестин сформулировал общий принцип:

“ut legem credendi statuit lex supplicandi (закон веры определяется законом молитвы)”56.

Однако литургическое предание не сводится только к преемственной передаче благодатного освящения. Чинопоследования церковных таинств и священнодействий, молитвы и песнопения наполнены вероучительным содержанием. Прот. Георгий Флоровский делает точное замечание о характере христианского богослужения:

“Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели лирический… С человеческой стороны богослужение есть, прежде всего, исповедание, — свидетельство веры…”57.

Со стороны своего содержания литургическое предание не отличается ни от апостольского предания, ни от Священного Писания.

Свщмч. Ириней Лионский отмечает, что

“наше… учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение”58.

Свт. Василий Великий пишет:

“У меня вера < … > всегда одна и та же, ибо < … > как веруем, так и славословим”59.

О богослужебных книгах Православной Церкви в “Послании Восточных Патриархов“ сказано:

“Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания или составленных по внушению Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами”60.