Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком

 

В силу особого‚ центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его “частным делом”‚ но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат‚ что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь‚ его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского‚ человек поставлен в центре мировоздания для того‚

“чтобы земное сопревознеслось с Божественным и, чрез растворение дольнего естества с естеством премирным, единая некая благодать рaвночестно проходила по всей твари…”16.

В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати‚ “вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 22).

Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт. 1, 28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая “терния и волчцы” (Быт. 3, 18).