Православный взгляд на развитие догматической науки

Естественно, что с такой постановкой вопроса согласиться нельзя. Однако, очевидно, что догматическая наука действи­тельно развивается. Но в каком смысле развивается? Развитие догматической науки есть все более точное выражение в слове познанной Истины. Истина уже раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана в Откровении, и ее все более и бо­лее точное выражение в слове и есть собственно работа бого­слова.

Протоиерей Георгий Флоровский так об этом говорит: «Дог­мат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это толь­ко свидетельство. Весь смысл догматических определений сво­дится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» [10,185]. То есть Церковь лишь формулирует догматы, придает им сло­весную форму, облекая мысль Откровения в точные формули­ровки, которые не допускают произвольных интерпретаций.

Церковь с самого начала своего существования не сомнева­лась, что Бог — един по существу и троичен в Лицах. Однако ключевой термин, который позволил словесно выразить эту веру, это несомненное убеждение Церкви, появился только в IV веке (термин «единосущие»).

То же самое мы увидим, если рассмотрим христологическое учение Церкви. Церковь никогда не сомневалась, что Хри­стос есть истинный Бог и истинный человек. Но только в V столетии, когда возникли острые христологические споры, Цер­ковь сформулировала христологический догмат и указала те апофатические определения, которые позволяют нам правиль­но мыслить образ ипостасного соединения во Христе двух при­род.

Вот что o6 этом сказано у Викентия Лиринского: «Предание, говорит Апостол, сохрани, т.е. талант веры все­ленской сбереги в целости и неповрежденности, чтобы, что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты полу­чил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота постав­лял ты нагло свинец или, обманно, медь. Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учено­сти, то будь Веселеилом духовной Скинии. Полируй драгоцен­ные камни Божественного догмата, придавай им блеск, грацию и прелесть, старайся, чтобы вследствие твоего ясного изложе­ния яснее разумели то, во что верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство со знанием славословило то, что прежде древ­ность чтила несознательно. Научи тому, чему тебя научили, и, говоря новое, не скажи нового. Но, может быть, кто-нибудь ска­жет: и так в Церкви Христовой не должно быть никакого преспеяния религий. Все конечно должно быть, и притом величайше. Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а пере­мена — в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть и превращается в другое. Итак, пусть возрастает и в выс­шей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость как каждого отдельного христианина, так всех вместе, как одного человека — так и всей Церкви, но толь­ко в том же своем роде, т. е. в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же понимании. Следу­ет древние догматы небесной философии с течением времени укреплять, обглаживать, очищать, но не следует их переменять, не следует их обсекать, не следует уродовать. Церковь Христо­ва, заботливая и осторожная блюстительница догматов, никог­да в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прицеп­ляет, своего не теряет и чужого не присвояет, но со всею рачи­тельностью старается единственно о том, чтобы рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано, основано, то довершать и обделывать, если что пояснено уже и истолковано — то укреплять и подтверждать, если что уже подтверждено и определено — то хранить. Чего другого, нако­нец, всегда старалась она непременно достигнуть определения­ми Соборными. Не того ли только, чтобы после с рассудитель­ностью веровали в то же самое, во что прежде веровали в про­стоте. Не колеблясь говорю и всегда скажу, что Вселенская Церковь побуждаемая новизнами еретиков, через определение своих Соборов не другое что-нибудь делала, как именно то, что принятое ею прежде от предков по одному Преданию подтверждала потом для потомков» (Цит. по [5,4]).