В современном православном богословии

Первое, — понимание в смысле самого механизма передачи богооткровенной истины.

Второе — Священное Предание как источник вероучения. Такой взгляд на Священное Предание является вполне оправ­данным, однако при условии, что при этом Предание не проти­вопоставляется Писанию, и Писание и Предание не рассматри­ваются изолированно. Потому что в противном случае, если мы будем противопоставлять Писание и Предание, мы попа­дем в богословский тупик. В самом деле, как нужно толковать Священное Писание? Естественно, что в соответствии с Преда­нием. А какое Предание нужно признать истинным, а какое ложным? В соответствии с Писанием. Получается порочный круг.

Западные конфессии решили этот вопрос по-разному. Про­тестанты просто отвергли авторитет Предания в пользу Писа­ния. Католики выходят из положения благодаря апелляции к непогрешимому мнению Папы, который может в любом слу­чае безошибочно указать, как толковать Писание и какое Пре­дание следует принимать.

В каком положении оказались православные, которые и Папы не имеют и Предания не отвергают? Для Православия само это противопоставление Писания и Предания представ­ляется совершенно надуманным и необоснованным.

Вот что говорит об этом II член Послания Восточных Пат­риархов о Православной вере:

«Мы веруем, что свидетельство кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поелику виновник того и другого есть один и тот же Святой Дух, то все равно от Писания ли научиться или от Вселенской Церкви... Живя и научаясь в Церкви, в которой преемственно продолжа­ется устная апостольская проповедь, человек может изучать Догматы христианской веры от Вселенской Церкви, и это пото­му, что сама Церковь не из Писания выводит свои догматы, а имееж оные в готовности, если же она, рассуждая о каком-нибудь догмате приводит определенные места в Библии, то это не для вывода своих догматов, а только для подтверждения оных, и кто основывает свою веру на одном Писании, тот не достиг полной веры и не знает ее свойств».

Иначе говоря, в Предании Церкви все догматы имеются как бы в совокупности, чего не имеется в отдельных книгах Писа­ния. Такое понимание соотношения Предания и Писания по­рождает третий уровень понимания Священного Предания в современном богословии: Священное Предание как свидетель­ство Вселенской Церкви о врученной ей Богом истине.

В таком понимании Священное Предание практически со­впадает с понятием Божественного Откровения, и под ним можно понимать все христианское вероучение во всей его це­лостности и полноте. Это свидетельство Вселенской Церкви является истинным. Естественно, можно задать вопрос: поче­му оно является истинным?

Епископ Сильвестр (Малеванский) объясняет это следую­щим образом: потому что в Церкви «непрерывно живет по своему существу то же религиозное сознание, которое лежало в основе жизни христиан первенствующей Церкви, равно как не прерывается и тот дух веры, которым проникались они и руко­водились в уразумении истин веры».

Михаил Поснов называет этот дух веры «неуловимым ду­хом церковным, таинственным сознанием, христианским по­ниманием, которое унаследовала Церковь от Христа и при со­действии Святаго Духа хранит верно, неповрежденным и пере­дает из рода в род».

В Послании Восточных Патриархов о православной вере (12-й член) говорится, что Святой Дух «всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения».

Отсюда уже вытекает четвертый уровень понимания того, что есть Священное Предание, а именно: Предание как живая память Церкви, самосознание, живущее в Церкви со дня Пяти­десятницы. Если провести некую аналогию между жизнью Церкви и жизнью человеческой личности, то мы без труда смо­жем увидеть, что Предание, в принципе, выполняет в Церкви ту же функцию, какую в человеке выполняет память.

Предание — это вечно живая память Церкви, благодаря которой устанавливается в истории самотождественность Цер­кви, потому что формы церковной жизни могут сильно различаться. Скажем, Иерусалимская апостольская община первых лет исторического бытия христианской Церкви и современная православная Вселенская Церковь внешне имеют мало общего, между тем это есть одна и та же Церковь, и ее самотождествен­ность устанавливается именно благодаря непрерывности цер­ковного Предания, непрерывности церковной памяти.

В.Н.Лосский так говорит о Священном Предании: это «единственный способ воспринимать Истину... мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святаго в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума».

Подведем некоторый итог. В каком смысле употребляется само понятие Священного Предания в современном богосло­вии.

1. Собственно механизм преемственной передачи богоотк-ровенной истины во всех его формах.

2. Священное Предание как источник вероучения.

3. Священное Предание как свидетельство Вселенской Цер­кви о врученной ей истине, в этом смысле Предание оказыва­ется почти неотличимым от Божественного Откровения.

4. Священное Предание как жизнь Святого Духа в Церкви, как самосознание и память Церкви, непрерывная со дня исто­рического бытия Церкви, то есть со дня Пятидесятницы.

Кто в Церкви является носителем Предания, и каково дол­жно быть отношение к Преданию каждого сознательного пра­вославного верующего?

Протоиерей Георгий Флоровский говорит: «Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это значит, что носителем и хранителем Преда­ния является вся Церковь — как кафолическое тело Преда­ния».[1]

Следовательно, познание Предания не есть рассудочный процесс, нельзя превратить изучение Предания в науку, строя­щуюся по образцам наук светских. Священное Предание по­знается только опытно, т.е. познать Предание можно только войдя в Предание. Только тот, кто сам стал живым носителем Предания — только тот может сказать, что он начал, по край­ней мере, изучать Предание. Иначе говоря, цель каждого хрис­тианина в том, чтобы самому сделаться звеном в этой непре­рывной цепи передачи богооткровенной истины.