Древние символы и исповедания веры

 

С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедовалась посредством некоторого символа. Для нас осо­бое значение имеет Никео-Цареградский Символ веры, состав­ленный на I и II Вселенских Соборах, но это не значит, что другие древние символы веры не принадлежат также Священному Преданию.

Символов веры в древности было много, по существу в каж­дой поместной Церкви был свой Символ веры, который читал­ся перед Крещением, который изучался во время оглашения. Очевидно, такой же или близкий по содержанию символ долж­ны были исповедовать лица, посвящаемые в священный сан и т.д.

Например, Евсевий Кесарийский, известный церковный ис­торик, когда представлял свой проект символа веры на I Все­ленском Соборе, говорил следующее: «Как приняли мы от пред­шествовавших нам епископов и при первом оглашении и при первом восприятии крещения, как научились из божествен­ных писаний, как веровали и учили в пресвитерстве и в самом епископстве; так веруем и теперь, и представляем вам вашу веру...».

Можно с большой степенью вероятности предположить, что в основе всех древних символов лежит некое общее исповеда­ние, которое восходит к самим апостолам.

Следы того, что такое исповедание, правило веры, существо­вало в древности, можно привести. У Тертуллиана говорится, что Церковь хранит правило веры, которое получено непосред­ственно от Христа.

В Новом Завете мы тоже можем найти указание, что такое исповедание существовало. В Евр. 4, 14 апостол Павел призы­вает: «будем твердо держаться исповедания нашего».

А в 1 Тим. 6,12 говорится так: «...держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Видима, - имеется в виду то исповеда­ние, которое Тимофей исповедывал то ли перед Крещением, то ли перед хиротонией.

В конечном счете, мы можем сказать, что и наш Никео-Цареградский Символ, веры, что для нас особенно важно, также своими корнями уходит именно в это апостольское исповеда­ние.

Несколько слов о так называемом апостольском символе веры. Исповедание, о котором мы только что говорили, нужно отличать от так называемого апостольского Символа веры, ко­торый был широко распространен и популярен на Западе. Этот Символ веры, как неопровержимо доказано современной бого­словской и церковной исторической наукой, не имеет никако­го отношения к подлинному апостольскому исповеданию.

В действительности этот Символ веры есть не что иное, как переработка крещального символа Римской церкви III-V ве­ков. Современная его редакция восходит к VI-VIII векам и на православном Востоке вплоть до Ферраро-Флорентийского Собора XV столетия этот символ практически не был известен. Исповедание веры — это исповедание, составленное опре­деленным лицом или группой лиц. Если символ есть нечто такое, что складывается в поместной Церкви, и как бы вся по­местная Церковь может рассматриваться в качестве автора этого Символа, то исповедание всегда имеет конкретного автора или авторов.

Отличия исповеданий от символов можно указать следую­щие:

1) обычно более пространны, чем символы;

2) очень часто носят полемическую направленность;

3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церк­ви.

Какие древнейшие исповедания нам известны?

Самое древ­нее — это исповедание святителя Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р.Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвя­той Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

2. Святитель Василий Великий. Против ариан, IV в.

3. Преп. Анастасия Синаита (VI в.).

4. Краткий катихизис святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором. Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом испове­дании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопро­сам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинополь­ским Собором 1351 г.

Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Фло-рентий-ском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками воп­росам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя тур­ками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Myхамеду II.

Исповедание веры, которое известно под наименованием исповедания святителя Афанасия Александрийского в действи­тельности, как свидетельствует современная наука, не принад­лежит святителю Афанасию.

Это довольно позднее исповедание, возникшее во Франции не ранее VI-VII вв. Оно содержит учение о Христе, о Троице, причем именно в латинском, августиновском духе, с |ilioque. В России оно было хорошо известно в прошлом веке. Но, есте­ственно, что в России оно было без filioque.