Естественное богопознание (естественное Откровение)

Для христианина, который верует в то, что весь мир сотво­рен творческим Божественным Словом, вселенная открывает­ся как Откровение вечных божественных идей. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообраз­ность, растворенные в мире. В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является "христианкой".

В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, Пс. 18, 2: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь"; Прем. 13, 1-2: "подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из види­мых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника"; Рим. 1, 20: "вечная сила Его и Боже­ство, от создания мира чрез рассматривание творений види­мы".

Св. Иоанн Дамаскин в первой книге "Точного изложения Православной веры" говорит: "и самое создание мира, его со­хранение и управление возвещают величие Божества" "... и самый состав, сохранение и управление тварей показывает нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит и обо всем промышляет".

Святитель Василий Великий в первой беседе на Шестоднев утверждает, что "не познать Творца из созерцания мира — ни­


чего не видеть в ясный полдень". Такое познание Бога через рассматривание творений называется путем космологическо­го умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

Однако, человек может придти к выводу о существовании . Бога не только через изучение природы. Это можно сделать также и черезпознание самого себя. Св. Иоанн Дамаскин ут­верждает, что "познание в том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого."..

Все три основных силы человеческой души свидетельству­ют нам о существовании Бога.

Уму человеческому является прирожденной мысль о Суще­стве совершеннейшем и бесконечном. Что касается воли — то это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, или в чувствах — это врожденное стремление к блаженству.

Причем, здравый ум и нравственный закон говорят челове­ку, что блаженство может быть только следствием доброде­тельной жизни, в то время, как грешники достойны осужде­ния.

Святитель Василий Великий в своем толковании на слова книги Второзакония (Втор. 15, 9) "Внемли себе.".. говорит (Тво­рения ч. 4 Сер. Лв, 1892, с. 43): "Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

Кроме этих двух путей, т. е. космологического умозаключе­ния и самопознания, можно указать еще один путь — это изу­чение человеческой истории. Изучение истории народов и го­сударств также свидетельствует, что в истории действует боже­ственный Промысл, который управляет историческим процес­сом.

Однако естественное богопознание и естественное открове­ние представляют собой лишь начальный и весьма ограничен­ный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлени­ям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

Кроме того, после грехопадения естественное богопознание отягощено еще и тем, что отношения между человеком и окру­жающим его миром исказились, и человек далеко не всегда


созерцает в мире красоту и гармонию, к тому же и сами позна­вательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились.

Следующей после естественного откровения ступенью бо-гопознания является познание из Священного Писания и тво­рений святых отцов. Этот вид богопознания занимает проме­жуточное положение между познанием естественным и по­знанием сверхъестественным.

По своему источнику — это сверхъестественное знание, по­тому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по спо­собу усвоения оно является естественным, и следовательно, ве­дение, которое мы приобретаем через изучение Священного Писания или творений святых отцов остается естественным и ограниченным. Из Священного Писания мы приобретаем зна­ния о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные.

Преподобный Симеон Новый Богослов обличает тех, "кото­рые говорят и думают, что знают Сущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и что сими сред­ствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом".