Споры о характере и границах богопознания в IV веке

Впервые в христианском богословии вопрос'о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитар-ных споров IV столетия.

В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с про­поведью "аномейства" (аномейство буквально означает "непо-добничество"). Аномеи были крайними арианами, отрицавши­ми не только православное учение о единосущии Отца и Сына, но даже умеренное, компромиссное между православием и ари­анством учение о подобии Сына Отцу.

Затем Аэций перебрался в Антиохию, где и развернул свою проповедь. Церковный историк Созомен сообщает нам об Аэций, что он "был силен в искусстве умозаключений и опытен в сло­вопрении". Святитель Епифаний Кипрский так пишет об Аэций: "С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составлять определения о Боге посредством геометрических фигур".

Таким образом, догматика превращалась для Аэция в не­кую игру и диалектику понятий, и он, в своем тщеславии дохо­дил до того, что утверждал, что "знает Бога так хорошо, как не знает самого себя".