Евномианская доктрина

У Аэция были ученики, среди которых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Ки-зике. Именно Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность.

Он утверждал, что "истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом".

В контексте тринитарных споров конца IV века был по-


ставлен очень важный и принципиальный для богословия воп­рос: "Как вообще возможно богопознание?"

Для православных ответить на этот вопрос не составляло большой трудности, так как православная теория богопозна-ния обоснована идеей единосущия, вспомним слова апостола Филиппа на Тайной вечери: "Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас". И Господь ему отвечает: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?" (Ин. 14,8-10).

Таким образом, для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Есте­ственно, что аномеи, бывшие крайними арианами, не могли при­нять такой гносеологии и вынуждены были создавать собствен­ную теорию познания. За детальную разработку этой арианс-кой теории познания и принялся Евномий.

Теория Евномия получила наименование "теории имен". Он утверждал, что все понятия, которыми пользуются люди, можно разделить на два класса. Первые — это понятия, имено­ванные людьми или понятия "по примышлению". С точки зре­ния Евномия эти понятия суть некие логические фикции, ко­торые только условно указывают на вещи, по существу это не­кие клички вещей, которые ничего не говорят о природе пред­метов и никакого объективного знания не содержат.

Этим логическим фикциям Евномий противопоставляет "предметные" имена. Эти имена указывают на самую сущность вещи. Они неразрывно с вещами связаны и являются как бы энергиями вещей. В этих именах открывается премудрость Божия, соответственно и приращенно приспособившая назва­ния каждому сотворенному предмету. Именно эти предметные или софийные имена разложимы в понятия и признаки, они и дают нам объективное знание о мире.

Вот учение Евномия в изложении Л.П.Карсавина: "Бог... .проявляет Себя в этом мире плодами Своей деятельности, сви­детельствующими о Нем. .. Бог создал и отношение, и действие и соответствие вещей друг другу; Он согласовал название (имя) с каждой из именуемых вещей сообразно с законами их", то есть, с их сущностью. Таким образом основные понятия, арис-тотелевы категории, "имена" нам даны; и состоящее из поня­тий наше знание, не измышление наше, но знание по проис­хождению своему откровенное. Когда, например. Бог повелел


возникнуть из ничего земле, он произнес имя "земля", и земля появилась как осуществление этого имени. Его же насадил Бог и в нашу душу. Следовательно, исходя из имен или понятий, можно построить логически выражаемую систему и добиться полной ясности".

Иначе говоря, теория имен предполагает изначальное со­гласование, Богом установленное, между миром вещей и струк­турой человеческого познающего разума. Все вещи творятся в соответствии с определенными категориями, и эти же катего­рии являются врожденными человеческому уму. Цель позна­ния состоит только в том, чтобы установить соответствие меж­ду понятиями объективного мира и человеческим умом.

Естественно, что Евномий на этом не останавливается, по­скольку споры о способах и границах познания в IV веке были прежде всего связаны с вопросом о богопознании.

Наряду с именами чувственных вещей имеются также име­на вещей умопостигаемых, тоже заключающих в себе самое точное воспроизведение именуемого. В частности, имеются име­на Божий, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя.

Нам нужно иметь в виду, что в некоторых учебниках, изла­гающих данный предмет, говорится, что Евномий утверждал, что Божественная сущность познаваема, но это не совсем так, в действительности у Евномия нет мнения, что Божественная сущность познаваема. Он говорит об именах, которые наиболее полно и адекватно выражают сущность, но не говорит о позна­нии сущности как таковой.

По Евнонию цель человека как субъекта познания, состоит в том, чтобы из всего множества Божественных имен найти такое имя, которое в наибольшей бы степени соответствовало природе Божества. Повторяя своего учителя Аэция, Евномий говорит, что таким именем, которое применимо только к Богу и неприменимо к твари является имя "нерожденный". Именно это слово является наиболее полным выражением Божествен­ной сущности.

2.1.2. Укение о богопознании великих Каптгадокийцев и святого Иоанна Златоуста

Критика евномианской теории имен и положительное рас­крытие православного учения о познании принадлежат вели­ким Каппадокийцам Василию Великому, Григорию Богослову,


Григорию Нисскому, а также святителю Иоанну Златоусту. Прежде всего отцы Каппадокийцы отвергли, как недопусти­мый антропоморфизм, представление Евномия о том, что Бог в каких-либо произносимых именах нарекал сущность предме­тов.

В противовес Евномию они утверждали, что Бог творит Сво­ей всемогущей волей и не нуждается, подобно человеку, в ка­ких-то слышимых словах. В этом смысле именование вещей, т. е. сочетание звуков, посредством которых означается та или иная вещь есть продукт рассудка и имеет случайный харак­тер. )

При этом святые отцы утверждали, что не существует та­кого понятия, которое могло 6bi наиболее точно выражать бо­жественную сущность. Нельзя редуцировать наше знание о Боге к какому-либо одному понятию. Святитель Григорий Богослов писал (Слово 38 // Твор. ч. 3, с. 196):

"Божественная природа есть как бы море Сущности, нео­пределенное и бесконечное простирающееся за пределы всяко­го понятия о времени и природе".

Наиболее глубокую критику евномианства дал святитель Василий Великий. Святитель Василий отверг разделение имен или понятий на онтологически значимые и пустые. В самом деле, все понятия и имена, которыми пользуются люди, суще­ствуют не просто так, они создаются людьми с определенной целью.

Если эти понятия позволяют человеку так или "иначе по­знавать окружающий мир, ориентироваться в этом мире, если они позволяют человеку анализировать окружающую действи­тельность (а это действительно так — без понятий мы не мо­жем логически рационально выразить свой опыт), то эти поня­тия не являются пустыми, они несут на себе определенную смыс­ловую нагрузку, и в силу этого никаких абсолютно пустых по­нятий, которые бы не давали нам никакого знания, просто не существует. Точно так же, как не существует пустых, ничего не значащих понятий, невозможно принять и теорию так называ­емых софийных имен, т. е. некоторых понятий, которые зак­лючали бы в себе наиболее точное выражение сущности ве­щей.

По существу, как справедливо замечает святитель Василий, учение Евномия ведет к отрицанию в деле познания, в том числе и богопознания, человеческой активности. Получается,


что познание — это пассивный процесс, который заключен ис­ключительно в установлении соответствия между вечными именами-понятиями, которые изначально насаждены в челове­ческой душе, и вещами, человека окружающими.

Учение Евномия полностью игнорирует опыт. В сущности, Евномий ничего не говорит о том, что всякое познание предпо­лагает личный опыт, тем более это справедливо по отношению к богопознанию.

С одной стороны, наш опыт может быть значим для нас только в том случае, если он рационально выражен посред­ством понятий, но, с другой стороны, сами понятия предполага­ют опыт и возможны только через опыт и в опыте.

В самом деле, если сказать человеку о некоторой вещи, ко­торую он никогда не видел и никогда ничего о ней не слышал, то само название вещи останется для человека пустым звуком, никакого знания она ему не сообщит, поскольку все человечес­кие понятия возникают из опыта и опыт предполагают. Одна­ко, опыт ни в коей мере не может быть сведен к понятиям. Анализ действительности предполагает созерцание, но никогда созерцание не исчерпывает.

Всегда в нашем опыте остается некоторый иррациональ­ный остаток, неразложимый на признаки. Это означает, что вещи, в том числе и тварные вещи, в своей последней сущности явля­ются для нас непостижимыми. Тем более, справедливо это по отношению к Божественной реальности. Святитель Василий говорит, что:

"Нет ни одного имени, которое обнимало бы все естество Божие и было бы достаточно для того, чтобы выразить его впол­не".

Кроме того, имена существуют не сами по себе. Имена все­гда связаны с познающим, то есть связаны с субъектом позна­ния, и они говорят не о вещах вообще — они говорят о предме­те познания, т. е. они говорят о познаваемом для познающего.

Имена как бы устанавливают мерило наших суждений о предметах, и в этом смысле имена всегда суть "после вещей", т. е. они логически последуют вещам. Применительно к Богу это означает, что Бог познается постольку, поскольку Он открывает Себя в мире.

Святитель Григорий Богослов говорит: "Представлять себя знающим что есть Бог есть повреждение ума". Бог познается "не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но что окрест


Его."..

В 28 "Слове о богословии" (Слово 28, О богословии, ч. III, с. 27, 1846 ) святитель Григорий объясняет, почему невозможно" знать, что есть Бог?

"Божество, — говорит святитель Григорий, — необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и поня­тие сие есть вид ограничения".

В самом деле, понятийное познание всегда связано с огра­ничением, дать определение чему-либо — это всегда означает подвести нечто конкретное к общему знаменателю, унифици­ровать, отбросив индивидуальные качества и свойства предме­та.

Однако, если святитель Григорий Назианзин и святитель Василий Великий дали блестящую критику евномианства, то положительная разработка православного учения о богопозна-нии принадлежит в большей части святителю Григорию Нис­скому.

Свт. Григорий Нисский отмечает, что для Евномия позна­ние есть "искусство слова", само богословие Евиомий превра­тил в логический и философский анализ высказанных поня­тий. Однако, Божество, по святителю Григорию, находится "там, куда не восходит понятие".

Поэтому, попытки Евномия представляются святителю Гри­горию не только теоретически несостоятельными, но и духовно вредными. Он усматривает в построениях Евномия своего рода интеллектуальное идолопоклонство:

"Всякое понятие, составляемое по естественному уразуме­нию и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостига-емым представлением, созидает Божий кумир, и не возвещает о самом Боге", так как "естество неопределимое не может быть объято никаким именем".

Бог настолько превосходит всякое понятие, настолько пре­восходит все сотворенное, что познание его недоступно не толь­ко для человека, но также и для умных сил, т. е. для мира ангельского.

"Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силою ума,... Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и пре-мирного постижения".

Однако для святителя Григория Нисского, также как и для всех Каппадокийцев, непостижимость Божественной сущности


вовсе не означает невозможность или недоступность Богопоз-нания:

"Невидимый по естеству делается видимым в действиях, усматриваемых в чем-нибудь из того, что окрест Его".

Это учение о богопознании получило название учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действиях или энергиях.

Сущность этого учения точно передана в следующих сло­вах святителя Василия Великого:

"Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Дей­ствия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприс­тупною".

Однако, учение о непознаваемости Божественной сущности, с точки зрения Каппадокийцев, вовсе не означает, что челове­ческое богопознание является ущербным. Конечно, знать Бога во всей полноте кроме Бога никто не может, но тем не менее, даже при познании Бога в его действованиях или энергиях мы вполне можем получить знание о Нем, достаточное для спасе­ния, для правильной организации духовной жизни.

Вот слова святителя Григория Нисского (Против Евномия, кн. XII, гл. 2, ч. VI, с. 304-305):

"Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше вся­кого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не от­крыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое и не придумано никакого средства уразуметь неизъяснимое". Но в то же время "Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельнос­ти. Нет сомнения, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигнет деятельность Божию и на основа­нии этой деятельности получает такое познание о Боге, кото­рое вполне достаточно для его слабых сил".

Непостижимость божественной сущности не полагает бого-познанию никаких пределов. Богопознание также неограниче­но, как неограничен путь восхождения человека к духовному совершенству, т. е. богопознание так же бесконечно, как и Сам Бог.

Последнюю точку в полемике с евномианством поставил святитель Иоанн Златоуст, который полемизировал уже не столько с самим Евномием (это было уже на рубеже IV-V столетия), сколько с его последователями.

Примером того, каким образом движется мысль святите­ля Иоанна Златоуста, являются его слова из третьей Беседы против аномеев, представляющие собой толкование на 1 Тим. 6, 16. Стих этот звучит следующим образом:

"Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприс­тупном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может".

Вот слова свт. Иоанна Златоуста (Против аномеев. Бес. 111,2):

"Обрати внимание на точность выражения Павла. Не ска­зал он "сущий светом неприступным", но: "во свете живый неприступнем", дабы ты знал, что если жилище неприступно, то гораздо более живущий в нем Бог... Притом не сказал: "в свете живый непостижимом", но "неприступнем", что гораздо более непостижимости. Непостижимым называется то, что хотя бы исследовано и найдено, но остается непонятным для ищу­щих его, а неприступное — то, что не допускает и начала иссле­дования, к чему никто не может приблизиться".

2.2.-Споры о характере и границах ббгопознания вXIV веке

После окончания евномианского спора вопросы, связанные с гносеологией, т. е. с теорией познания, в христианском бого­словии не поднимались практически 1000 лет. Ровно через 1000 лет вновь возникает спор о границах и характере нашего по­знания о Боге. Этот спор связан с именами святителя Григория Паламы и его главного оппонента — калабрийского монаха Варлаама.