Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

Святитель Григорий Палама подверг учение Варлаама ос­новательной критике.

Во-первых, святитель Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием "сущности". При этом святитель Григорий ссылается на Исх. 3, 14. Бог, открывая Себя Моисею, говорит "Я есмь Сущий", а Сущий — это Тот, Кто больше сущности. Сущий есть Тот, кому сущность принадлежит. Следовательно, Бог — это не просто сущность, это Личность.

Далее святитель Григорий обосновывает вечность божествен­ных энергий. Его рассуждения строятся следующим образом:

если бы Бог не имел энергий (под энергиями святитель Григо­рий понимает ведение, мудрость, творчество, славу, свет и т. д.), то не был бы Богом. В самом деле, все тварные существа обла­дают определенными энергиями, в которых они себя проявля­ют. Есть ли какие-то основания отказывать в этих энергиях Богу? Если бы Бог не имел этих энергий, то Он не был бы Богом. Если бы эти энергии Бог приобрел лишь со временем, например, по сотворении мира, то тогда нам следует заключить, что до этого момента Бог был несовершен, что противоречит учению о Боге как абсолютном существе.

Преподобный Максим Исповедник, на которого ссылался святитель Григорий, писал, что "бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретен­


ные". А поскольку и тварные существа имеют природные дей­ствия, то конечно, и Бог должен обладать природными действи­ями. Поэтому Бог никогда не был без действия и жизни.

Ссылается святитель Григорий и на тексты Священного Писания. В Первосвященнической молитве Господа Иисуса Христа (Ин. 17, 5) говорится о славе, которую Сын Божий имел у Отца прежде бытия мира. Следовательно, слава как одна из Божественных энергий, — вечна.

Ссылается он и на 2 Пет. 1, 4, где апостол говорит, что нам надлежит "стать причастниками Божеского естества". Эти слова на Востоке всегда использовались, как библейское обоснование возможности подлинного обожения, т. е. реального соединения человека с Богом.

Таким образом, полемика святителя Григория Паламы про­тив Варлаама носит не теоретический, а сугубо практический характер. Святитель Григорий прежде всего ставил себе целью защитить духовный опыт, и даже не только собственный опыт или опыт афонских монахов, а опыт, который пронизывает со­бой всю аскетическую традицию Восточной Церкви.

Учение святителя Григория Паламы получило наименова­ние учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в нетварных энергиях.

Это учение можно свести к следующим основным положе­ниям:

1. Между сущностью и энергией существует "богодостой-ное различие". Сущность есть причина энергии. Сущность не допускает причастности себе, энергия — допускает. О сущнос­ти Божества можно говорить только в единственном числе, об энергии — во множественном. Сущность Божества не именуе­ма (т. е. не выразима никаким именем, о ней можно говорить только в отрицательных формулах), в то время как энергия именуема.

2. Энергия есть нетварная Божественная благодать (т. е. не сотворенная). Она исходит из сущности, но в своем исхожде-нии от сущности не отделяется.

3. Различение в Боге между сущностью и энергией не про­тиворечит простоте Божества. С подобного рода примерами мы встречаемся и в тварном мире. Например, таким примером может служить по мысли святителя Григория человеческий ум, потому что, с одной стороны, в человеческом уме мы можем различать сущность, а с другой — различные действия и спо-


собности, которые уму присущи. Однако, несмотря на такое различие, никто не будет утверждать, что человеческий ум есть нечто сложное и состоящее из элементов.

4. Энергию можно именовать "Богом". Энергия — это Сам Бог, или, правильнее сказать, особый образ бытия Бога вне соб­ственной сущности.

5. Причастность Богу есть причастность Его энергиям, а никак не сущности.

Учение святителя Григория, которое разделяли и последу­ющие отцы (Николай Кавасила, святитель Марк Эфесский и др.), несомненно имеет основание в Священном Писании, где можно найти два вида высказываний о возможности для чело­века познать Бога.

Одни говорят о недоступности Бога для нашего познания. Например, слова 1 Тим. 6, 16 о том, что Бог "обитает в неприс­тупном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может". Или Иов. 36, 26, когда один из друзей Иова, Елиуй, говорит: "Бог велик, и мы не можем познать Его."..

Однако, по крайней мере, не меньше и таких высказываний, где говорится о возможности познания Бога, о возможности непосредственного видения, созерцания Божества. Например, у пророка Исаии, его знаменитое видение в храме (Ис. 6, 5): "гла­за мои видели Царя, Господа Саваофа". Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5, 8), говорит, что "блаженны чис­тые сердцем, ибо они Бога узрят".

Таким образом, есть две группы, противоречащих на пер­вый взгляд Друг Другу высказываний. Согласно учению святи­теля Григория все тексты Священного Писания, которые гово­рят о непознаваемости Божества, нужно относить к непознава­емой божественной сущности, а те, которые, напротив, говорят о возможности познания Бога, о возможности непосредственного его видения, следует относить к божественным энергиям.

К непознавемой божественной сущности относятся слова апостола Павла из 1 Кор. 2, 11 "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия". Здесь, конечно, имеется в виду божественная сущ­ность.