ПОНЯТИЕ ОБ АПОФАТИЧЕСКОМ И КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ

 

Согласно православному учению Бог является одновремен­но и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в имманентности ОткровенияБог ут­верждает Себя трансцендентным творению", то есть, открывая Себя в энергиях Бог тем самым утверждает , что по существу Он является неприступным.

В силу этого существуют два тесно взаимосвязанных пути богопознания. Еще дохристианские авторы, в частности, нео­платоники, знали, что попытка мыслить. Бога в Нем Самом в конечном счете повергает человека в молчание, все словесные выражения и понятия, которые, определяя, неизбежно ограни­чивают предмет познания, не могут нам позволить объять бес­конечное.

Иначе говоря, опыт богопознания в своем пределе неизъяс­ним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответствии с нашим тварным опытом, — а в том, что Он не есть.

Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное со­единение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу пред­полагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. Для своего восхождения человек должен устранить из своего ума представление о всем тварном, причем не только о материальном, но также и о духовном отречься и от самых возвышенных понятий, таких, как любовь, мудрость и даже са­мое бытие.}

Путь апофатического восхождения к Богу — путь аскети­ческий, который предполагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Бо­гом в состоянии экстасиса.

Знание, полученное в состоянии экстасиса, является в пол­ном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в челове­ческом языке таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это и сделал апостол Павел, когда говорил, ко­нечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то что не при­ходило на сердце человеку.

Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога не­христианские мистики, но еще иЛичность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях.

Священное Писание, в соответствии с этими энергиями Бо­жества, образует имена, которыми мы и пользуемся, когда рас­суждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не исчер­пывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности. Если предположить обратное, что Бог определяется Своими атрибутами, Своими свойствами и каче­ствами, тогда должно признать, что Бог не является абсолют­ной Личностью, а определяется посредством характеристик соб­ственной природы.

Между двумя путями богопознания, апофатическим и ка-тафатическим, существует тесная связь. Катафатическое бого­словие есть опора апофатического восхождения. В Своих дей­ствиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает воз­можным богопознание, но каждая ступень, которая достигает­ся в этом восхождении не является последней ступенью, за ней открываются новые возможности для дальнейшего восхожде­ния.

Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога не­христианские мистики, но еще иЛичность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях.

Таким образом, катафатическое богословие имеет практи­ческое значение для апофатического восхождения, оно являет­ся как бы некой лестницей, по ступеням которой человек свое восхождение совершает. Также и апофатическое богословие имеет определенное значение для богословиярицательно, как это и сделал апостол Павел, когда говорил, ко­нечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то что не при­ходило на сердце человеку.

Священное Писание, в соответствии с этими энергиями Бо­жества, образует имена, которыми мы и пользуемся, когда рас­суждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не исчер­пывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности. Если предположить обратное, что Бог определяется Своими атрибутами, Своими свойствами и каче­ствами, тогда должно признать, что Бог не является абсолют­ной Личностью, а определяется посредством характеристик соб­ственной природы.

Между двумя путями богопознания, апофатическим и ка-тафатическим, существует тесная связь. Катафатическое бого­словие есть опора апофатического восхождения. В Своих дей­ствиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает воз­можным богопознание, но каждая ступень, которая достигает­ся в этом восхождении не является последней ступенью, за ней открываются новые возможности для дальнейшего восхожде­ния.

Таким образом, катафатическое богословие имеет практи­ческое значение для апофатического восхождения, оно являет­ся как бы некой лестницей, по ступеням которой человек свое восхождение совершает. Также и апофатическое богословие имеет определенное значение для богословия катафатичес ко­го. В.Н.Лосский поясняет эту мысль следующим образом: "По­стоянное памятование о пути апофатическом должно очищать наши понятия и не позволять им замыкаться в своих ограни­ченных значениях".