Неизменяемость

Этим свойством за божественной природой отрицаются по­стоянные видоизменения, которые являются признаком отно­сительного несовершенства.

По существу, неизменяемость, как свойство, является след­ствием самобытности и означает, что Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих опреде­лениях, не подлежит никакого рода переменам или случай­ным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога есть всецелое выражение Его сущности, и всегда равна своему внутреннему содержанию.

В Священном Писании мы можем найти много свидетельств о неизменяемости Божества, например, из Ветхого Завета:

Числ. 23, 19: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться".

Мал. 3, 6: "Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь".

Иак. 1,17: "Отца светов... нет изменения и ни тени переме­ны".

Свт. Григорий Богослов таким образом говорит о неизме­няемости Божества:

"Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться".

Когда мы говорим о неизменяемости Божества, возникает некоторая психологическая трудность, искушение мыслить Бога


как некий статичный, застывший абсолют, как бы некий не­подвижный кристалл. В действительности такое представле­ние о Боге было бы крайне несовершенным и несоответствую­щим духу Священного Писания.

Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь. Жизнь — одно из имен Божиих в Священном Писании. И Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий "покоя" и "движения".

В произведении "О Божественных именах" (гл. 10), так го­ворится о неизменяемости Божества: "Он неизменен и непод­вижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе".

Прп. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Бо­жества как о вечном движении любви. Поэтому, когда мы го­ворим о неизменяемости Божией, мы не можем представить себе, что это такое. Через этот термин мы выражаем ту мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не понижается и не упадает, не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости божественного существа следует отли­чать так называемую внешнюю изменяемость. Внешняя изме­няемость касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Эти отношения действительно могут изменяться.

Какие вопросы могут возникнуть относительно этого свой­ства существа Божия?

1) Не противоречит ли учению о неизменяемости существа Божия рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца? Очевидно, что не противоречит, поскольку и рождение и исхождение является предвечным, т. е. совершается в вечнос­ти. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократ-ным актом, ни неким временным процессом. К тому же рож­дение и исхождение характеризуют не саму природу Божества, а отношения Божественных лиц, т. е. не природу, а способ ее существования.

2) Не противоречит ли Божественной неизменяемости Воп­лощение Сына Божия? Не противоречит, потому что согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, в Воплощении Божествен­ная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе.


3) Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем? Нет, не противоречит. Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию.

Деян. 15, 18: "Ведомы Богу от вечности все дела Его".

В Дан. 13, 42 сказано, что Бог есть "...знающий все прежде бытия его!"

Эта же мысль содержится в Сир. 23, 29: "Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по соверше­нии".

4) Переменчивые чувства, которые приписывает Богу Свя­щенное Писание. В Священном Писании можно встретить та­кие выражения, как "воспламенился гнев Божий", или "Бог раскаялся" в Своих делах. Христианская экзегеза с древней­ших времен считает подобные места Священного Писания по­вествующими о промыслительной деятельности Бога приме­нительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно.