Неизмеримость и вездеприсутствие

Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия.

• Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вез­десущии Бога.

Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преиспод­нюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край


моря: и там рука Твоя поведет меня".

В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: "Не напол­няю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Пре­стол Мой, а земля — подножие ног Моих".

В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обус­ловлено евангельское требование поклонения Богу "в духе и истине" (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, кото­рый был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм.

Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем са­мым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры", кн. 1, гл. XIII) говорит: "Все отстоит от Бога, но не мес­том, а природой". Бог Сам не нуждается в месте и нельзя на­звать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.

"Ибо велико и непроходимо расстояние, — говорит святи­тель Григорий Богослов, — отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности".

В тропаре Св. Духу "Царю небесный.".. говорится, что Бог "везде сый и вся исполняяй".

Бог запределен миру по сущности , но во всем присутствует в Своих энергиях.

Святитель Афанасий Александрийский учит:

"Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству".

Весьма несовершенными аналогиями вездеприсутствия Бо-жия могут служить, например, электромагнитные волны или сила гравитации, которые все собой проникают и невидимо для человека присутствуют в каждой точке Вселенной. Но анало­гия несовершенна, поскольку Бог всецело личностно присут­ствует в каждом луче Своей славы, в каждом Своем свойстве.

Необходимо отметить, что, хотя мы и знаем, что Бог присут­ствует везде и во всем, сам способ этого присутствия не может быть понят силами человеческого ума.

Свт. Иоанн Златоуст (Беседа II на послание к Евреям):

"Что Бог везде присутствует мы знаем, но как, не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное и не


дано вполне разуметь естество Божие".

Священное Писание и Предание Церкви говорит нам о су­ществовании особых мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, это просто означает, что в некоторых ме­стах человеку легче ощутить присутствие Божие.

Священное Писание говорит нам, что такими местами осо­бенного присутствия Божественного являются:

— небеса (Пс. 118, 24);

— храм (III Цар. 9, 3), книга Царств говорит о храме ветхо­заветном, храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии;

— человек (2 Кор. 6, 16), который может стать, по выраже­нию апостола, "храмом Духа Святого".

Могут быть и другие места особенного Божественного при­сутствия, так называемые "святые места".