Разум, Премудрость и Всеведение

Рассматривать свойства Божий лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказывают­ся как бы некими гранями, аспектами одного и того же свой­ства. Например, разум и премудрость.

В Священном Писании эти два свойства являются взаимо­заменяемыми. Например, В Притч. 8, 1: "Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?"

Апостол Павел (Рим. 11, 33) говорит, что "Богу присуща глубина премудрости и разума". В Притч. 8, 12 говорится от лица Премудрости: "Я, премудрость, обитаю с разумом", т. е. премудрость и разум теснейшим образом связанные свойства, разграничить которые не всегда оказывается возможным.

О Божественном разуме в силу нашей ограниченночти мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и, естественно, такие аналогии несовершенны.

Пророк Исаия прямо говорит, что между разумом челове­ческим и разумом Божественным, существует огромное раз­личие (Ис. 55, 9): "Как небо выше земли,... так и мысли Его выше мыслей наших".

Чем собственно Божественный разум от человеческого от­личается, и в чем превосходство Божественных мыслей над нашими заключено, во всей полноте мы сказать не можем, но одно существеннейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным необходимо назвать.

В человеке существует определенная дистанция между соб­ственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность позна­вать и иметь знание — вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.

Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеве­дение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова:

Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совер­шенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триеди­


ную природу.

Мф. 11, 27: "...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына".

I Кор. 2, 10-11: "...Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".

Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах.

Деян. 15, 18: "Ведомы Богу от вечности все дела Его".

I Ин. 3, 20: "Бог больше сердца нашего и знает все".

О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29.

Евр. 4, 13: "Нет твари, сокровенной от Него, но все обнаже­но и открыто пред очами Его".

Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, кото­рые охватывают собой все бытие на всем протяжении его су­ществования.

Премудрость по отношению к разуму и всеведению явля­ется более узким свойством. Фактически оно означает совер­шенное знание целей и средств их достижения, т. е. премуд­рость — это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку. Пс. 103, 24: "Все соде-лал Ты премудро.".., — говорит псалмопевец.

В отличие от разума и всеведения премудрость имеет более энергийный характер. Этот энергийный характер премудрос­ти, например, выражен в Прем. 7, 24-25:

"Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя".

В Прем. 7, 14; 9, 17 о премудрости говорится как об одном из высших даров Св. Духа. Вообще в Ветхом Завете премуд­рость занимает совершенно особое место, о ней неоднократно говорится как о некоторой личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о не­котором самостоятельном субъекте действия.

Например, когда речь идет о творении, то говорится, что пре­мудрость во время творения была при Боге "художницей", что она "веселилась пред лицом" Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31). В Прем. 8, 35 о премудрости говорится как об источ-


нике жизни: "кто нашел меня, тот нашел жизнь". В Притч. 9 4-5 премудрость приглашает всех благоразумных "вкусить от трапезы", которую она уготовила.

В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в I Кор. 1, 24 о Христе гово­рится как о премудрости Божией. В Кол. 2, 3 апостол Павел говорит, что "во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения". Иначе говоря, именно во Христе откровение Боже­ственной премудрости достигает своей полноты, и поэтому свя-тоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Боже­ственной Премудрости.

Разум и мудрость в Священном Писании рассматривают­ся как дар Божий человеческу. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Пи­сании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием, "Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу" (Притч. 21, 30).