Всемогущество

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его дей­ствия.


Свидетельства Священного Писания о всемогуществе Бо­жества. В Быт. 17, 1 Бог говорит Аврааму: "Я Бог Всемогу­щий; ходи предо Мною и будь непорочен". Псалмопевец свиде­тельствует (Пс. 134, б): "Бог творит все, что хочет.".. В Иов. 23, 13 о Боге сказано, что "Он делает, чего хочет душа Его". В Лк. 1, 37 говорится, что у Бога не останется бессильным никакой глагол, то есть никакое слово, никакое желание Божие не оста­нется неисполненным. Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем.

Говоря о всемогуществе Божием нужно иметь в виду один важный момент, который отличает действие Бога от действия человека. В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возника­ет некое желание, потом человек прикладывает некоторый труд, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет.

Как говорит Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Пра­вославной веры, кн. 2, гл. II), Бог "творит мыслью", т. е. в Боге разум и воля — одно. В Пс. 32, 9 об этом сказано так: "Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось". Это еще одно свидетельство того, что разделение Божественных свойств на свойства, относящиеся к разуму, воле и к чувствам, конечно, слишком натянуто, поскольку даже говорить о различии в Боге между разумом и волей можно только условно.

Свойство всемогущества Божия с давних времен различно­го рода софистами неоднократно высмеивалось, было изобрете­но немало всевозможных софизмов для того, чтобы доказать, что христианское учение о всемогуществе Божием несостоя­тельно. Например, если Бог всемогущ, то может ли Он согре­шить? Очевидно, что ответом будет: "Не может". Если Бог все­могущ, то может ли Он создать нечто большее, чем Он Сам не сможет поднять и т. д.

Как отвечать на подобного рода вопросы? Следует отметить, что всемогущество Божие нельзя рассматривать изолированно от других свойств Божиих, и поэтому всемогущество не есть произвол, оно состоит не в том, чтобы делать все что ни вздума­ется, а в том, чтобы приводить в исполнение то, что Ему угодно. Поэтому Бог не может совершить никакое греховное деяние.