Антропоморфизмы Священного Писания

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры" Кн. 1, гл. XI) пишет:

"Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно".

Но в то же время в Священном Писании мы видим множе­ство мест, где о Боге говорится как о телесном существе. Ему приписываются чувства, состояния и способности, присущие тварным существам. Антропоморфизмы — это усвоение Богу


телесных органов, чувств, сил, и способностей.

Как нужно относиться к этим местам Священного Писа­ния? Их нужно понимать как указания на духовные свойства и действия Божий, о которых можем говорить только, по слову св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. XI), "с помощью символов, соответствующих нашей природе", о

В IV веке среди скитских монахов-антиоригенистов в Египте и отчасти в Сирии возникла ересь антропоморфитов. Выступая против крайнего спиритуализма Оригена, они впали в другую крайность и стали утверждать, что коль скоро человек создан по образу и подобию Божию, то, следовательно, Богу должно быть в полной мере присуще то, что присуще и человеку.

Ересь эта была осуждена. В частности, в Синодике в Неде­лю Торжества Православия возглашается: "Глаголющим Бог не быти Дух, но плоть — анафема". Ересь антропоморфитов возобновлялась в более поздние времена, в средние века — сре­ди альбигойцев, и у нас на Руси среди раскольников.

Когда святитель Дмитрий Ростовский прибыл на Ростовс­кую кафедру, то он встретился среди старообрядческого насе­ления тех мест с самым грубым невежеством в представлени­ях о Боге. В своем "Розыске о вере" (ч. II, гл. 18) он писал, что встречал старообрядцев, которые говорили "яко бы Бог челове­кообразен, имый главу, и очи, и устне".