ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ — ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераз­дельная.

Само слово "Троица" (Tpidg) небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Никакая естествен­ная философия не смогла подняться до учения о Пресвятой Троице.

Догмат о Пресвятой Троиценепостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Никакая спекуля­тивная философия не могла подняться до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Для человеческого рассудка учение о Пре­святой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Свя­той Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, что­бы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человечес­кий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего ра­зу мения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отча­сти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряже­но с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: "Апофа-тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла поднять­ся до тайны Пресвятой Троицы".

Вера в Троицу отличает христианство от всех других моно­теистических религий: иудаизма, ислама. Афанасий Алексан­дрийский (На ариан, слово первое, п. 18) определяет христиан­скую веру как веру "в неизменную, совершенную и блаженную Троицу".

Учение о Троице есть основание всего христианского веро-и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге


Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Боже­ственную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы."..

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в БогеТри Лица (ипостаси): Отец, Сын,Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаютсяличными, или ипостасными свойствами.