АНАЛОГИИ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались раз­личного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источ­ник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении челове­ческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты. Соч., 2-е изд., СПб., 1886, т. 2, гл. 8, с. 130-131):

"Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".

Однако все зти аналогии являются весьма несовершенны­ми. Если возьмем первую аналогию — солнце, исходящие лучи и тепло, — то эта аналогия предполагает некоторый времен­ный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию — источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем пред­ставлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бы­тия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троич­ности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из анало­гий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и много­цветен". "И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграни­чиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют


единый белый. Единая сущность открывается во многоцвет­ном сиянии".

Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотечес-кого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова:

"Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины держаться же образа мыслей более благочестивого, ос­тановившись на немногих речениях (Писания...)"

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата, все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.