КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОГМАТА О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пре­святой Троице создавалось постепенно, обычно, в связи с воз­никновением различного рода еретических заблуждений.

Учение о Троице в христианстве всегда было связано с уче­нием о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благода­ря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе "Троическое явися поклонение". Учение о Христе "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для "строгого" иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэто­му все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Трои­цы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинс­кого характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (арнане).