Догматы и богословские мнения

Следует отметить, что Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Православная Церковь. У католиков проявляется противопо­ложная тенденция — догматизировать все, что только можно догматизировать. Для Православия всегда был характерен об­ратный подход — догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения.

Однако, помимо догматов в Божественном Откровении со­держится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном Откровении обус­лавливает существование так называемыхбогословских мне­ний.

Богословское мнение — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны или каким-то церковным ор­ганом, например, Собором, или каким-то отдельным богосло­вом, или группой богословов, т.е. суждения по вoпроcaм веры, которые не имеют общецерковного признания.

Однако не следует это понимать в том смысле, что в догма­тическом богословии возможен произвол, безответственная фантазия. Богословское мнение находится под строгим конт­ролем со стороны Церковного Предания.

По отношению к богословским мнениям применяются сле­дующие критерии: критерий истинности богословских мнений, который означает согласие со Священным Преданием, и кри­терий допустимости богословского мнения, т.е. непротиворе­чие со Священным Преданием. В принципе догматические богословие может терпеть любое богословское мнение, которое не находится в противоречии со Священным Преданием.

Примеров богословских мнений можно привести много, это и вопрос о составе человеческой природы (дихотомисты и трихотомисты, т.е. те, кто считает, что человек, человеческая при­рода слагается из двух составляющих — души и тела, и трихотомисты, которые считают дух самостоятельным началом, са­мостоятельной субстанцией в человеке, которая отлична от души и не менее радикально, чем душа отлична от тела).

Можно сюда же назвать вопросы, связанные, например, с бес­плотностью ангелов и человеческих душ, т.е. являются ли ан­гелы чисто бесплотными существами, или они обладают некой особой тонкой ангельской телесностью.

Также и вопрос о происхождении человеческой души, с од­ной стороны, креационистский подход, согласно которому каж­дая душа в определенный момент творится Богом из ничего, с другой, мнение о рождении, согласно которому душа каждого человека, приходящего в мир, происходит неким таинствен­ным образом от душ его родителей и т.д.

В основном, это таинственные вопросы онтологии, которые вряд ли могут получить окончательное разрешение в веке сем и которые не имеют существенного значения для человеческо­го спасения.

Следует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Пра­вославной Церкви, но которые в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утвержда­лись Вселенскими Соборами, однако имеют значение, не мень­шее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуж­дались они, как правило, по то простой причине, что относи­тельно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьез­ных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно.

Какие это истины? Например, творение Богом мира «из ничего», тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств и т.д. Все это вероучительные истины, которые, несомненно, всей полнотой Церкви при­знаются, и их значение не ниже, чем догматов.

В богословской литературе вы можете встретить такие вы­ражения как, например, «догмат воскресения», «догмат искуп­ления», «догмат о Церкви». В принципе, это корректные и до­пустимые выражения.

От частных богословских мнений, которые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богословс­кие мнения, которые могут встречаться не только у простых богословов, но и у святых отцов, поскольку само по себе наиме­нование того или иного учителя отцом Церкви еще не гаран­тирует того, что у этого человека по тому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений.

Почему это возможно? Преподобный Варсонофий Великий следую­щим образом пытается объяснить факт наличия даже у свя­тых мужей ошибочных мнений. Он пишет следующее:

«Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит (имеется в виду Апостол Павел: «...Отчасти знаем и отчасти пророче­ствуем» (1 Кор. 13,9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение непра­вое... Они (святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли святым внуше­но было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением...» (Цит. по [3,23]).

Действительно, часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом Церкви, являются не продук­том его собственной богословской работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь учителя прошлого.

Теперь рассмотрим некоторые определения и разберем не­которые основные понятия, которые нам понадобятся для изу­чения курса догматического богословия.