Доникейский период в истории троичного богословия.

Во II веке христианские апологеты, желая сделать христи­анское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учени­ем о логосе. Создается учение о Христе как Воплощенном Логосе; Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, отожде­ствляется с логосом античной философии. Понятие логоса хри­стианизируется, осмысляется в соответствии с христианским вероучением.

Согласно этому учению Логос — истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают апологеты, Бог един и один, и тогда у людей, рационально мыслящих, возникает естественное сомнение: учение о Сыне Божием как о Логосе не заключает ли в себе скрытого двубожия? В начале III века Ориген писал:

"Много любящих Бога и Ему искренно предавшихся сму­щает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух богов".

Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века, мы должны иметь в виду, что в то время эгзегеза церковная еще только зарождалась, крещальные символы, ко­торыми пользовались поместные Церкви из-за своей краткос­ти тоже не могли служить надежной опорой для богословия и, следовательно, в богословии был открыт простор для субъекти­визма и индивидуализма. Кроме того ситуация усугублялась отсутствием единой богословское терминологии.