Динамизм или адопцианство.

Динамистов-адопциан еще называли "феодотиане". Дело в том, что среди, идеологов этого направления было два человека по имени Феодот, это некий Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в Риме около 190 года, и Феодот Банкир, или Ме­няла, который проповедовал там же около 220 года.

Современники свидетельствуют о них, что это были люди ученые, которые "прилежно занимались геометрией Евклида, дивились философии Аристотеля.".. Наиболее видным пред­


ставителем динамизма был епископ Самосатский Павел (епис­копом он был в 250-272 годах).

Феодотиане, как говорили о них современники, в частности, Тертуллиан, из всякого текста Писания старались сделать ка­кой-нибудь силлогизм. Они полагали, что Священное Писание надо исправить и составляли свои проверенные тексты Свя­щенных Книг. Бога они понимали с точки зрения Аристотеля, т. е. как единое абсолютное всемирное существо, чистую само­деятельную мысль, бесстрастную и неизменную. Понятно, что в такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, места нет. С точки зрения динамистов Христос был простым человеком и отличался от других людей только доб­родетелью.

Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком. Учили, что после благочестивой жизни Он по­лучил некоторую высшую силу, которая отличала Его от всех ветхозаветных пророков, однако, это отличие от ветхозаветных пророков было лишь отличием по степени, а не отличием ка­чественным.

Бог с их точки зрения — это конкретная личность с совер­шенным самосознанием, а Логос — свойство Божие, подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание. Логос, по их мнению, есть одно лицо с Богом Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца невозможно. Динамистами они назывались потому, что называли Логос божественной силой, силой, есте­ственно, неипостасной, безличной. Эта сила снизошла на Иису­са так же, как она сходила на пророков.

Мария родила простого человека, равного нам, который сво­бодными усилиями сделался свят и праведен, и в нем сверху водухотворился Логос и обитал в нем, как в храме. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их со­единение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако, они допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в некотором переносном смысле о Нем можно было говорить как о пред­вечном Сыне Божием.

Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин "единосущный". Таким образом, этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, оказался скомпрометирован. Это учение в лице епископа Павла Самосатского было осужде-


но на двух Антиохийских Соборах 264-65 и 269 годов.

Очевидно, что в рамках этой доктрины нет места ни учению об обожении человека, ни учению о единстве человека с Богом. И реакцией на подобного рода богословие стала другая разно­видность монархианства, которая получила наименование мо-дализм (от латинского "modus", что значит "образ" или "спо­соб").