Учение Оригена о Троице

Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство дони-кейских отцов по своим тринитарным взглядам были ориге-нистами.

Учение Оригена о Троице имеет как свои сильные, так и слабые стороны, что предопределено основными предпосылка­ми его философии и его богословия. Учение о Троице он разви­вает с точки зрения своего учения о Логосе, как второй Ипоста­си Троицы.

Надо отметить, что Ориген был первым, кто постарался ус­тановить различие терминов в троичном богословии. Со вре­мен Аристотеля никакой принципиальной разницы между тер­минами "сущность" и "ипостась" не существовало, и эти терми­ны еще и в V веке некоторыми авторами употреблялись в ка­честве синонимов.

Ориген первым провел четкую границу: термин "сущность" стал употреблять для обозначения единства в Боге, а "ипос­тась" — для различия Лиц. Однако, установив эти терминоло­гические различия, Ориген не дал положительного определе-


-ния этих понятий.

В своем учении о Логосе Ориген исходит из идеи Логоса-посредника, заимствованного им из неоплатонистской филосо­фии. В греческой философии идея Логоса была одной из са­мых популярных. Логос рассматривался как посредник между Богом и творимым им миром. Поскольку считалось, что Бог Сам по Себе, будучи существом трансцендентным, не может соприкоснуться ни с чем тварным, то для сотворения мира и управления им Он нуждается в посреднике, и этот посредник есть Божественное Слово — Логос.

Учение Оригена о Троице поэтому называют "икономи-ческим", поскольку он рассматривает отношения Божествен­ных Лиц с точки зрения их отношения к тварному миру. Мысль Оригена не поднимается до того, чтобы рассматривать отноше­ния Отца и Сына вне зависимости от бытия мира тварного.

Ориген неверно учил о Боге как о Творце. Он считал, что Бог есть Творец по природе, и творение является актом Боже­ственной природы, а не актом божественной воли. Различие между тем, что по природе и тем, что по воле, было установлено значитеявнсгтгозже святителем Афанасием Александрийским.

Поскольку Бог — Творец по природе, Он не может не тво­рить и постоянно занят созданием некоторых миров, иными словами, творение совечно Богу. Так, в одной из своих работ он пишет: "Мы верим, что так же, как по разрушении этого мира будет иной, существовали иные миры, ранее, чем был этот".

Исходя из ложных предпосылок, Ориген, тем не менее, при­ходит к правильному выводу. Схема его мысли следующая:

Бог есть Творец, Он творит вечно, Сын рождается Отцом имен­но для того, чтобы быть посредником при творении, а, следова­тельно, и само рождение Сына нужно мыслить предвечно. Это главный положительный вклад Оригена в развитие троичного богословия — учение о предвечном рождении Сына.

Кроме этого, Ориген, говоря о предвечном рождении, совер­шенно правильно замечает, что предвечное рождение нельзя мыслить как эманацию, что было характерно для гностиков, и нельзя мыслить как рассечение Божественной сущности, та­кой уклон встречается в западном богословии, в частности, у Тертуллиана.

Отсутствие единой троичной терминологии, приводило к тому, что у Оригена можно найти много противоречивых выс­казываний. С одной стороны, исходя из икономического уче­


ния о Логосе, он явно принижает достоинство Сына, называет Его иногда некой средней природой, по сравнению с Богом Отцом и творением, иногда прямо называет Его созданием ("кт{ст^а" или "7ioi.T||^o("), но в то же время отрицает создание Сына из ничего (И, обк 6vTov или ex nihilo ).

Учение о Святом Духе у Оригена остаемся совершенно не­разработанным. С одной стороны, он говорит о Святом Духе как об особой ипостаси, говорит об изведении Святого Духа Отцом через Сына, но по достоинству ставит Его ниже Сына.

Итак, положительные стороны учения Оригена о Пресвя­той Троице. Самая существенная интуиция Оригена — это уче­ние о предвечном рождении Сына поскольку рождение явля­ется рождением в вечности. Отец'никогда не был без Сына.

Ориген правильно указал на неправильное направление мысли в данном вопросе и отверг учение о предвечном рожде­нии как о эманации или как о разделении Божественной сущ­ности.

Также принципиально отметить, что Ориген безусловно признает личностность и ипостасность Сына. Сын у него — не безличная сила, как было у монархиан-динамистов, и не модус Отца или единой Божественной сущности, как у медалистов, а Личность, отличная от Личности Отца.

Отрицательные стороны учения Оригена. О Логосе, о Сыне Божием, Ориген рассуждает только икономически. Сами отно­шения Божественных Лиц интересуют Оригена лишь постоль­ку, поскольку наряду с Богом существует тварньш мир, т. е. бытие Сына — посредника обусловлено бытием тварного мира.

Ориген не может абстрагироваться от бытия мира, чтобы мыслить отношения между Отцом и Сыном сами по себе.

Следствием этого является унижение Сына по сравнению с Отцом, Сын, по Оригену, не является полноправным обладате­лем божественной сущности подобно Отцу, Он лишь причастен ей.

У Оригена нет сколько-нибудь серьезно разработанного уче­ния о Святом Духе, в целом его учение о Троице выливается в субординатизм, Троица Оригена — это убывающая Троица: Отец, Сын, Святой Дух, каждый последующий находится в подчинен­ном положении по отношении к предшествующему, иначе го­воря, Божественные Лица у Оригена не равночестны, не равны по достоинству.

И, наконец, надо отметить отсутствие у Оригена четкой тро-


ичной терминологии. Прежде всего это выражалось в отсут­ствии различия между понятиями "сущность" и "ипостась".