Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

Совершенно особое место в истории троичного богословия занимает арианский спор. Существуют различные мнения от­носительно того, как соотносятся между собой троичное уче­ние Оригена и учение Ария. В частности, прот. Георгий Фло-ровский прямо пишет в книге "Восточные отцы IV века", что арианство есть порождение оригенизма.

Однако профессор В.В.Болотов в своих "Лекциях по исто­рии древней церкви", и в своих работах "Учение Оригена о Троице" утверждает, что Арий и Ориген исходили из совер­шенно разных предпосылок, и основные интуиции их троично­го богословия различны. Поэтому называть Оригена предте­чей арианства несправедливо.

Пожалуй, точка зрения Болотова в данном вопросе более обоснованна. Действительно, Арий не был оригенистом, по сво­ему богословскому образованию он был антиохиец, антиохийс-кая богословская школа в вопросах философии ориентирова­лась на Аристотеля, а не на неоплатоников, в отличие от алек­сандрийцев, к которым принадлежал и Ориген.

Наиболее сильное влияние на Ария, по всей видимости, ока­зал Лукиан Самосатский, единомышленник Павла Самосатско-го. Лукиан в 312 году от Р.Х. принял мученическую кончину во время одной из последних волн гонений на христиан. Это был очень образованный человек, среди его учеников были не только Арий, но и другие видные вожди арианства, например, Евсевий Никомидийский. Аэций и Евномий тоже считали Лукиана одним из своих учителей.

Лукиан исходил из идеи радикального отличия Божества от всего тварного. Хотя он признавал в отличие от динамистов и медалистов личное бытие Сына, тем не менее, он проводил очень резкую грань между собственно Богом и Логосом, также называл Логос терминами "кт{а-^а", "ло{т)^(х".

Вполне возможно, не все труды Лукиана Самосатского до нас дошли, что у него уже было учение о том, что Сын сотворен Отцом из ничего.