Доктрина Ария

Учеником Лукиана был Арий. Арий не был удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, которое было оригенистским.

Схема рассуждений Ария следующая: если Сын сотвореь не из ничего, не из не сущих, следовательно, он сотворен иг сущности Отца, а если Он еще и безначален Отцу, то между Отцом и Сыном вообще нет никакой разницы, и мы таким образом впадаем в савеллианство.

Кроме того, происхождение Сына из сущности Отца обяза­тельно должно предполагать либо эманацию, либо разделение Божественной сущности, что само по себе нелепо, ибо предпо­лагает в Боге некоторую изменчивость.

Около 310 года Арий переехал из Антиохии в Александрию и около 318 года выступил с проповедью своего учения, основ­ные пункты которого следующие:

1. Абсолютность монархии Отца. "Было время, когда Сынп - не было", — утверждал Арий.

2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын, таким обра­зом, есть высшее творение, орудие (6pya.vdv "органон") для со­здания мира.

3. Святый Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Святый Дух является как бы "внуком"! Так же, как у Оригена здесь имеет место убывающая Троица, но существенная разница в том, что Арий отделяет Сына и Духа от Отца, признавая их тварями, чего Ориген, несмотря на свой субординатизм, не делал. Святитель Афанасий Александрийс­кий называл Ариеву Троицу "обществом трех неподобных су­ществ".