Полемика с арианством в IV столетии

Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось мно­гим выдающимся православным богословам, отцам Церкви, среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадокийцы.

Святитель Афанасий ставил вопрос перед арианами: "для чего, собственно говоря, нужен Сын посредник?" Ариане отве­чали буквально следующее: "тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы •зиждитель­ной", т. е. Сын создан, чтобы через Его посредство, Им, могло придти в бытие и все прочее.


Святитель Афанасий указывал на всю глупость подобного рода'рассужяений, поскольку, если тварь не может принять зиж­дительной силы, то почему же в, таком случае Логос, который сам тварен, эту силу принять на Себя может. Если рассуждать логически, для создания Сына посредника потребовался бы свой посредник, а для создания посредника — свой посредник и так .до бесконечности. В результате творение никогда не могло бы начаться.

Можно сказать, что само наличие Сына в системе Ария, фун­кционально необоснованно, т. е. Арий отводит ему место в сво­ей системе исключительно в силу традиции, и сам Божествен­ный Логос в его системе можно уподобить некоторому атланту .у фасада дома, который с большим напряжением поддержива­ет своды Космического здания, которые прекрасно стоят и без его<помощи.

Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Все­ленском Соборе в Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского СимволаВеры, в который были внесе­ны небиблейские термины, среди которых особую роль в три-нитарных спорах IV столетия сыграл термин "бцооиетюс;" — "единосущный".

По существу, тринитарные споры IV века имели своей ко­нечной целью православное разъяснение смысла этого терми­на. Поскольку сами отцы Собора не дали точного разъяснения терминов, после Собора разгорелся напряженный богословский спор. Среди участников которого настоящих ариан было не­много, но многие не вполне правильно понимали никейскую веру, неправильно понимали термин "единосущный". Многих он просто смущал, поскольку на Востоке этот термин-имел дур­ную репутацию, в 268 году на Антиохийском соборе он был осужден как выражение модалистской ереси.

По славам, церковного историка Сократа,, эта "война", ни­чем не-отличалась от ночного сражения, по то му-что-обе сторо­ны не понимали, за что бранят одна другую. Этому также спо-та?бствовалр и отсутствие единой терминологии.

Самый дух тринитарных споров IV столетия хорошо пере­дается в произведениях свт. Афанасия Александрийского и великих Каппадокийцев. Нам сейчас это трудно представить, но д то время богословские споры яе были занятием узкого круга богословов, вних вовлекались широкие народные мас­сы. Даже торговки на базаре не вели разговоры о ценах или об


урожае, а ожесточенно спорили об единосущии Отца и Сына и о прочих богословских проблемах.

Свт. Афанасий Александрийский пишет о тех временах "До­ныне еще ариане не в малом чрсле ловят на торжищах отро­ков и задают им вопрос не из Писаний Божественных, но как бы изливаясь от избытка сердца своего: не сущего или сущего сотворил сущий из сущего? сущим или несущим сотворил его? и еще, одно ли нерожденное или два нерожденных?"

Арианство в силу своего рационализма и крайнего упроще­ния христианской веры весьма симпатизировало массе, недав­но пришедшей в Церковь, потому что оно в упрощенной, дос­тупной форме делала христианство понятным для людей с не­достаточно высоким образовательным уровнем.

Вот что писал свт. Григорий Нисский: "Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь: сколько оболов (копеек) надо заплатить, — философствует о рожденном "и не­рожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: Отец больше Сына. Спрашиваешь: готова ли баня? Говорят: Сын произошел из ничего".

Одним из серьезных направлений среди богословских партий IV века было так называемое омиусианство. Необходи­мо различать два термина, которые различаются в написании всего одной буквой: б^ооиспос — единосущный и бцою^стю!;

— "подобносущный" .

Омиусианское учение было выражено на Анкирском Собо­ре 358 года. Выдающуюся роль среди омиусиан играл Анкирс-кий епископ Василий.

Омиусиане отвергали термин "единосущный" как выраже­ние модализма, поскольку с их точки зрения термин "омоуси-ос" делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: "подобие по сущности", или "подобносущее". Назначе­ние этого термина — подчеркнуть отличие Отца и Сына.

Об отличии этих двух терминов хорошо говорит о. Павел ••> Флоренский:

"Омиусиос" или "6^oioiicn.o(," — "подобный по сущности, значит — такой же сущности, с такой же сущностью, и хотя бы даже ему было придано значение "б^оюистю^ катЛ ndvxa" — "во всем такой же" — все едино, оно никогда не может озна­чать нумерического, т. е. численного и конкретного единства, на которое указывает "омоусиос". Вся сила таинственного дог-


мата разом устанавливается единым словом "омоусиос", пол­новластно выговоренным на Соборе 318, потому что в нем, в этом слове, указание и на реальное единство и на реальное различие" ("Столп и утверждение истины").

,

3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" по­надобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Васи-• лия Великою, Григория Богослова и Григория Нисского.

Святитель Афанасий Александрийский в своей полемике с арианами исходил из чисто сотериологических предпосылок, положительным раскрытием учения о Троице, в частности, выработкой точной троичной терминологии он занимался не­достаточно. Это сделали великие Каппадокийцы: созданная ими троичная терминология позволила найти выход из того лаби­ринта вероопределений, в которых запутались богословы IV века.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Вели­кий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и "ипостасью" как между общим и частным, то, что Аристотель называл "первой сущностью" стало называться термином "ипо­стась", то что у Аристотеля называлось "второй сущностью" стало называться собственно "сущностью".

Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и от­личительные йе свойогва, т. е. неначинаемость бытия и Божес­кое достоинство принадлежат одинаково всем трем ипоста­сям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущно­сти и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свой­ствами. . <

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (преж­де всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипос­тась" и "лицо". "Лицо" в богословии и философии того време­ни являлось термином, принадлежавшим не к онтологическо­му, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив "луцо" и "ипостась*' в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана


описательного в план онтологический. Следствием этого отож­дествления явилось, по существу, возникновение нового поня­тия, которое не знал античный мир, этот термин "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппа­докийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико-нийский называли Божественные ипостаси "трояог t^otp^scoc;", т. е. "способы бытия", Божественной природы.

Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, кото­рая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, лич­ностное существо в своих конкретных проявлениях не предоп­ределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хо­тим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.