Духоборчество

Следующей ересью, с которой пришлось иметь дело Церкви, было духоборчество. Очевидно, что духоборчество родилось из арианского источника. Суть этого заблуждения в том, что его приверженцы отрицали единосущие Святого Духа Отцу и Сыну, умаляя тем самым достоинства Святого Духа.

Другое название духоборчества — македонианство, по име­ни архиепископа Константинопольского Македония, умершего в 360 году. Насколько сам Македонии был причастен к воз­никновению этой ереси — вопрос спорный. Вполне возможно, что эта ересь возникла после его смерти, его именем и автори­тетом как епископа столицы восточной части Империи могли прикрываться еретики-духоборцы.

В полемике против духоборцев святитель Афанасий Алек­сандрийский и великие Каппадокийцы применяли ту же мето­дику, что и в споре с арианами. Согласно свт. Афанасию и свт. Василию Великому, Святой Дух является началом и силой ос­вящения и обожения твари и потому, если Он не есть Бог совер­шенный, то тщетно и недостаточно подаваемое Им освящение.


Поскольку, именно Дух Святой усвояет людям искупительные -заеду ги^Здаеитвля,-то, если Он Сам не является Богом, то Он не может сообщить нам благодать освящения и, следовательно, спасение человека, реальное обожение невозможно.

Трудами Каппадокийцев был подготовлен второй Вселенс­кий Собор. На нем учение о Святой Троице было окончатель­но утверждено, и Никейское Православие было признано ис­тинным исповеданием Православной веры в том толковании, которое дали ему великие Каппадокийцы.