Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множе­ственность лиц в Боге без указания конкретного числа.

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, I): "Вначале сотворил Бог небо и землю". Гла­гол "барра" (сотворил) стоит в единственном числе, а суще­ствительное "элогим" — во множественном, что буквально оз­начает "боги". В своих заметках на книгу Бытия святитель Филарет Московский отмечает:

"В сем месте еврейского текста слово "элогим", собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение "сотворил", показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Трои­цы, заслуживает уважения".

Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". -Слово-"сотворим" стоаж во множественном числе.

То же самое Быт. 3, 22: "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло", из Нас — тоже множественное число.

Быт. 11, 6-7, где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" — во множественном числе.

Святитель Василий. Великий в "Шестодневе" (Беседа 9), сле­дующим образом комментирует эти слова:

"Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам надвебою надзира­ет, сам себя понуждает вяастите-яьио и настоятельно. Второе-— это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения".

XVIII глава книги "Бытия", явление трех Ангелов Авраа­му. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврей­ском тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единственном числе.

В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования это-


го места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у муч. Иустина Философа, у святителя Илария Пик-тавийского, у святителя Иоанна Златоусте го, у блаженного Фе-одорита Киррского.

Однако большинство отцов — святители Афанасий Алек­сандрийский,-Василий Великий, Амвросий Медиоланский, бла­женный Августин, — считают, что это явление Пресвятой Тро­ицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Именно второе мнение, было принято православным Пре­данием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона "Троица ветхозавет­ная").

Блаженный Августин ("О граде Божием", кн. 26) пишет:

"Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах".

Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом За­вете (Чис. 6, 24-25). Звучало оно следующим образом:

"да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!"

Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц.

Пророк Исаия описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взыва­ли: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". При этом сам Исаия услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единствен­ном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,2).

В Новом Завете эти слова пророка Исаии осмыслены имен­но как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из па­раллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: "Исаия видел славу Сына Божия и говорил оНем". Таким образом, это откровение Исаии было Откровением и Сына Божия.

В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исаия слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии


было откровеиием Троицы.