Указания иа Лицо Сына Божия с разлхчемием Его от Лкца Бога Отца.

Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным об­разом и имеет несколькоимен.

Во-первых, это так называемый "Ангел Иеговы". В Ветхом». Завете об Амгеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаиий. Это явления Агари на пути в Суру (Быт.16, 7-14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-,15), тоже говорится об Ангеле Иеговы.

Пророк Исаия (Ис. 63, 8-10) говорит: "Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их".

Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете явля­ется Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соло­мона говорится, что она есть "Дух Единородный". В Сирах (Сир. 24, 3) Премудрость говорит о себе: "Я вышла из уст Всевышне­го".

В Прем. 7, 25-26 сказано, что "Она есть дыхание силы Бо-жией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть ... образ благости Его". В Прем. 8, 3 говорится, что она "...имеет сожитие с Богом", в Прем. 8, 4, что "она таинница ума Божия и избирательница дел Его" и, наконец, в Прем. 9, 4, что она "при­седает Престолу Бож*ио". Все эти высказывания касаются от­ношений Премудрости к Богу.

Об отиошении Премудрости к творению мира, о ее соучас­тии в творении мира. В Притч. 8, 30 сама премудрость говорит:

"...я была при Нем (т. е. при Боге) художницей" во время творения мира. В Прем. 7, 21 она также названа "художницею всего". Прем. 9, 9: "С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угод­но пред очами Твоими", здесь говорится о соучастии Премудро­сти в творении.

О соучастии премудрости в деле Промысла. Прем. 7, 26-27:

"Она... чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но мо­жет все, и, пребывая в самой себе все обновляет", т. е. здесь премудрости усваивается свойство всемогущества — "может все". В десятой главе книги премудростей говорится, что Пре­мудрость вывела народ из Египта.


Основные интуиции Ветхого Завета в учении о премудрос­ти. Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Бо­гом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бы­тия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промыс­ле, всемогущество.

Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, Сир. 24, премудрость о себе говорит: "Я как виног­радная лоза, произращающая благодать". Господь в Новом За­вете: "Аз есмь виноградная лоза, а вы ветви". Премудрость го­ворит: "Приступите ко мне". Господь в Новом Завете — "При-идите ко мне все труждающиеся и обремененные."...

Некоторым противоречием в учении о премудрости может быть следующий стих в славянском переводе Ветхого Завета. В Притч. 8, 22 сказано так: "Господь — создал мя в начала путей Своих в дела Своя"-Слово "создал" какб-ы.укааывает на тварность премудрости. Слово "создал" стоит в Септуагинте, но в еврейском, массаретском тексте стоит глагол, который пра­вильно переводится на русский язык как "уготовал" или "имел", не содержащий в себе значения творения из-ничего. Поэтому в синодальном переводе слово "создал" заменено на "имел", что больше соответствует смыслу Писания.

Следующее наименование Сына Божия в Ветхом Завете — Слово. Оно встречается в Псалмах.

Пс. 32, 6: "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство их".

Пс. 106, 20: "Послал Слово Свее и исцелил иху и избавил их от могил их".

В Новом Завете у святого евангелиста Иоанна Богослова Слово является даимевовадием, Второго, Лица Пресвятой Тро­ицы.

На Сына, Его отличие от Отца указывают также ветхозавет­ные мессианские пророчества.

Пс. 2, 7: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".

Пс. 109, 1, 3: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое". В этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное от­личие Отца и. Сына, а, с другой стороны, и на образ происхожде­


ния Сына от Отца — через рождение.