Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

Во-первых, Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Еван­гелия:

"В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Хри­стос — Словом, и Слово в этом Начале, которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог. Вначале Слово было Бог, и иной, чем Отец, и Слово было у Бога. Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна — зер­но, из которого произросло все тринитарное богословие, они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие".

Еще указания на различие Божественных Лиц.

Мф. 11, 27: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не зна­ет Сына кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть".

Ин. 14, 31: "Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю".

Ин. 5, 17: "Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает и Я делаю".

В этих стихах указывается на различие Ипостасей Отца и Сына. В Евангелии от Иоанна (главы 14, 15, 16) Господь гово­рит о Святом Духе как об ином Утешителе. Может возник­нуть вопрос: почему "иной" Утешитель, какой еще есть Уте­шитель?

Это связано с особенностями синодального перевода. В 1 Ин. 2:1, то увидите, что там Господь Иисус Христос назван сло­вом "Ходатай" (в русском переводе). В греческом тексте здесь стоит "параклитос", т. е. то же самое слово, каким в Евангелии от Иоанна обозначается Святый Дух.

Слово "паракалео" (•яа.ра.ка.А^со) может иметь два значения:

с одной стороны, имеет значение "утешать", а, с другой, может иметь значение "призывать", призывать для оказания помо­щи. Например, этим словом могло обозначаться призвание свидетеля в суд, чтобы свидетельствовать в пользу обвиняемо­го, или призывать адвоката для защиты своих интересов в суде. В латинском тексте в обоих случаях стоит слово "адвокатус (advocatus)".


В русском переводе передано различно, для Духа — как "Утешитель", а для Сына — как "Хотадай". В принципе, и тот и другой перевод возможен, но в таком случае слова "другой Утешитель" становятся не совсем понятными. Сын тоже яв­ляется, согласно Евангелию от Иоанна, Утешителем и, называя Духа другим Утешителем, — "d?U,o^ Паро(кЛ.т|то(;", евангелий тем самым указывает на личностное различие Сына и Духа.

1 Кор. 12, 3: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым", это также указание на различие между Сыном и Духом. В той же главе (12:11) говорится: "все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно". Это самое яркое в Новом Завете указание на личностное бытие Святого Духа, поскольку сила безличная не может разделять так, как ей угодно.