ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА

В советское время в атеистической литературе можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице, что учение о Троице есть продукт развития богословской мысли, и появля­ется оно далеко не сразу. Однако, древнейшие памятники цер­ковной письменности не дают ни малейших оснований для по­добного рода выводов.

Например, мчн. Иустин Философ (середина II века) (Пер­вая апология, 13 глава): "Отца и Того, Кто пришел от Него — Сына и Духа пророческого чтим и обожаем". Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу.

Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое славословие: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" (и другие его формы, в древности существовало несколь­ко форм малого славословия) — одна из древнейших частей христианского богослужения.

Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, "Свете тихий.".., Предание припи­сывает его мученику Афиногену, мученическая кончина кото­рого, согласно Преданию, имела место в 169 году.

Об этом свидетельствует и практика совершения креще­ния во имя Пресвятой Троицы.

Древнейший памятник христианской письменности из числа не входящих в Новый Завет — Дидахи, "Учение двенадцати


апостолов", который по мнению современных исследователей датируется 60-80 гг. I столетия. В нем уже содержится кре-щальная форма, которой мы пользуемся сегодня: "Во имя Отца, и Сына и Святого Духа".

Учение о Троице совершенно явно выражено в творениях св. Иринея Лионского, Тертуллиана, и других авторов II века.