Свидетельства апостола Павла

1 Тим. 3, 16: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же са­мое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть "сущий над всем Бог, благословенный вовеки".

Деян. 20, 28, эпизод, когда апостол Павел на пути в Иеруса­лим прощается в Мелите с эфесскими пресвитерами. Он гово­рит о "Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею", т. е. указывает на Божественное достоинство, называя Христа Богом.

В Кол. 2, 9, апостол Павел утверждает, что в Нем, т. е. во Христе, "обитает вся полнота Божества телесного", т. е. вся полнота Божества, которая присуща Отцу.

В Евр. 1, 3, апостол называет Сына "сиянием славы и обра­зом ипостаси Его", очевидно, что слово "ипостась" здесь упот­ребляется в значении "сущность", а не в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас.

2 Кор. 4, 4 и в Кол. 1, 15 о Сыне говорится как об "образе Бога невидимого". То же самое в Флп. 2, 6 "Он, будучи образом


Божиим, не почитал хищением быть равным Богу". Апостол Павел усваивает Сыну Божию свойство вечности, в Кол. 1,15 говорится о Сыне, что Он есть "рожденный прежде всякой тва-ри". В Евр. 1, 6 о Сыне говорится как о "Первородном", т. е. рожденном прежде бытия мира.

Все вышесказанное убеждает в том, что Сын Божиий обла­дает Божественным достоинством в равной степени с Отцом, что Он есть Бог в подлинном, а не в переносном смысле.

6.2.3. Толкование так называемых "уничижительных мест" Еванглия

Именно на эти уничижительные места ссылались ариане, отрицавшие единосущие Сына с Отцом, считая Сына создан­ным из не сущих.

Прежде всего это Ин. 14, 28: "Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня". Этот стих может быть истолкован двояким обра­зом: и с точки зрения учения о Пресвятой Троице и в плане христологическом.

С позиции учения о Пресвятой Троице тут все просто, по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бы­тия Сына, является по отношению к Нему большим.

Но этот стих получил в Православной Церкви христологи-ческое толкование. Это толкование было дано на Константино­польских соборах 1166 и 1170 года. Спор, возникший вокруг этого стиха был связан с учением митрополита Киркирского Константина и архимандрита Иоанна Иреника.

Они утверждали, что этот стих в плане христологическом истолковать невозможно, поскольку человечество во Христе является всецело обоженным, и его вообще невозможно отли­чать от Божества. Можно различать только мысленно, в одном только воображении. Поскольку человечество обожено, то оно и почитаться должно наравне с Божеством.

Участники Константинопольских соборов отвергли это уче­ние как однозначно монофизитское, фактически проповедую­щее слияние Божественной и человеческой природы. Они ука­зали, что обожение человеческой природы во Христе ни в коей мере не предполагает слияние природ или растворения челове­ческой природы в Божественной.

Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссыла-


лись на Ин. 20, 17, слова Спасителя после Воскресения, обра­щенные к Марии Магдалине: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему", где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наи­менование указывает, что различие естеств и после Воскресе­ния не упразднилось.

Еще задолго до этих Соборов, в VIII веке, св. Иоанн Дамас-кин следующим образом истолковал этот стих:

"Отцом называет Бога потому, что Бог есть Отец по есте­ству, а наш — по благодати, нам Бог — по естеству, а Ему соде-лался по благодати, поскольку Сам сделался человеком".

Поскольку Сын Бога во всем после Воплощения сделался подобным нам, то Его Отец одновременно является для Него и Богом, так же, как и для нас. Однако для нас он является Бо­гом по естеству, а для Сына — по домостроительству, посколь­ку Сам Сын соблаговолил стать человеком.

Таких уничижительных мест в Священном Писании до­вольно много. Мф. 20, 23, ответ Спасителя на просьбу сынов Зеведеевых: "Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим". Ин. 15, 10: "Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его люб­ви". Высказывания, подобные этим, церковными эгзегетами относят к человеческому естеству Спасителя.

В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что "Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли", у евангелиста Луки здесь стоит глагол fe7iotr|CTs, что действительно можно понимать как "сотворил" (в смысле "сотворил из ничего"). Однако из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по есте­ству, а по домостроительству, в смысле "уготовал".