Догматические системы (исторический обзор)

 

Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое це­лое. К догматическим системам предъявляются следующие требования.

Во-первых, отсутствие внутренних противоречий (догмати­ческая система не должна быть внутренне противоречивой, там не должно быть положений взаимоисключающих).

Во-вторых, проведение четкой границы в процессе изложе­ния между собственно догматами и богословскими мнениями. Это не значит, что при изложении догматической системы нельзя так или иначе опираться на богословские мнения; их можно приводить, но при этом обязательно должно быть под­черкнуто, что это именно богословское мнение того или иного отца Церкви.

Кроме того, предполагается, что догматическая система дол­жна представлять собою не просто набор святоотеческих и биб­лейских цитат по тому или иному догматическому вопросу, но и авторский текст, определенный комментарий, в котором ав­тор пытается осмыслить содержание догматических истин. Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом.

В истории христианской мысли первой попыткой постро­ить догматическую систему была работа известного дидаскала александрийской катехизической школы — Климента Алек­сандрийского (конец II века), произведение под названием «Строматы». Но Строматы — это все-таки не более, чем попыт­ка построения системы, а не система в полном смысле слова.

Именно систему догматического богословия христианского вероучения во всей полноте впервые удалось построить преем­нику и продолжателю дела Климента — Оригену.

Его труд «О началах» — это, по существу, пер­вая законченная система христианского богословия. Нет нуж­ды говорить, что эта система оказалась несовершенной, посколь­ку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными и даже впоследствии подпали под анафемы V Вселенского Собора. Несмотря на это, Ориген ока­зал огромное влияние на развитие последующего богословия, и в течение нескольких веков система Оригена оставалась – по существу единственной целостной системой христианского бо­гословия. Те же отцы Каппадокийцы учились на системе Ори­гена, хотя они избежали тех крайностей, которые содержались в оригеновых текстах.

Из древних отцов, богословов, что называется, «большого сти­ля», которые пытались построить системы догматического бо­гословия, следует также отметить святителя Кирилла Иерусалимско­го, его знаменитые «Огласительные слова». Это обстоятельный труд, но недостатком его является невысокий богословский уровень, поскольку это произведение было обращено не к бого­словам, а к оглашенным, то есть тем людям, которые еще даже не вступили в Церковь.

Потом можно указать на «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского (IV в.) на «Сокращение Боже­ственных догматов» блаженного Феодорита Киррского (первая половина V века).

Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вер­шину систематизации святоотеческой богословской мысли, сле­дует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания», состоящий из трех частей. С точки зрения догматического бо­гословия особое значение имеет третья часть этого труда, кото­рая известна под названием «Точное изложение Православной веры». Эта книга не утратила своей актуальности до сего дня, на христианском Востоке она являлась учебником богословия в течение многих веков, вплоть до нового времени, когда запад­ная схоластика стала проникать на православный Восток.

Теперь несколько слов об отечественной традиции догматистов. В истории русской богословской мысли было несколь­ко авторов, которые брались за построение догматических сис­тем. Первым, конечно, нужно назвать митрополита Макария (Булгакова), его «Православно-догматическое богословие».

Обстоятельнейший труд, но несколько схоластичный. Что такое схоластика по существу своему? Схоластика — это такой метод богословствования, который основан на убеждении в том, что любую вероучительную истину можно логическим, рацио­нальным путем обосновать, и даже доказать.

Этим обусловлено несколько сухое, прямо скажем, скучное изложение материала. Конечно, это труд не вполне самостоя­тельный, он находится под сильным влиянием западных дог­матик, но, в целом, труд хороший, прекрасный богословский спра­вочник, в котором можно найти по многим догматическим вопросам хорошую подборку библейских и святоотеческих цитат.

Следующий труд — «Догматическое богословие» архиепис­копа Филарета Черниговского (Гумилевского) — представляет собой попытку преодолеть то схоластическое влияние, которое мы наблюдаем у митрополита Макария, но труд этот не полу­чил широкого распространения.

Затем — «Опыт догматического богословия» епископа Ка­невского Сильвестра (Малеванского). Объемнейший труд в пяти томах, был он издан в 1892 году. Епископ Сильвестр предло­жил исторический метод изложения догматов, т.е. сделал по­пытку показать, как развивалось догматическое учение Церк­ви в исторической перспективе. В этом, конечно, его большая заслуга.

«Догматическое богословие» протоиерея Николая Малинов­ского — труд тоже большой по объему и довольно интересно написанный, но несколько неровный, там имеются и сильные места и слабые, т.е. к нему нужно относиться с некоторой осторожностью, потому что Малиновский стремился использо­вать в своем труде как можно больше всевозможных источни­ков и часто подходил к ним некритически.

После 1917 года в русской богословской традиции попы­ток построить именно целостную систему догматического бо­гословия не было, хотя, например, есть «Догматическое богосло­вие» Владимира Николаевича Лосского, но в сущности это есть не более, чем курс блестящих, конечно, лекций по догматичес­кому богословию. Однако назвать это догматической системой в полном смысле слова нельзя.

Но православное догматическое богословие развивалось и в XX веке, появлялись новые попытки построения догматичес­ких систем, в основном, у греков. Было несколько греческих авторов, труды которых увидели свет уже во второй половине XX века, в частности, профессора Скутерис, Трембелос, Феодорос.

Существует попытка построения догматической системы и в Сербской Православной Церкви. Это трехтомный труд архи­мандрита Иустина (Поповича) «Догматика». Этот труд интере­сен скорее личностью самого автора. Архимандрит Иустин — один из величайших подвижников нашего времени, но его труд, при всех его достоинствах, не вполне самостоятелен и обнару­живает свою явную зависимость от русских догматистов доре­волюционного времени.

Какие принципы лежат в основе построения догматичес­ких систем? Большинство догматистов придерживаются следу­ющего принципа изложения, следующего принципа построе­ния догматических систем: о Боге в Самом Себе (Deus in intra), и о Боге в Его явлении твари (Deus ad extra). Именно такой принцип лежит в основе систем митрополита Макария, епис­копа Сильвестра, архиепископа Филарета и других авторов. Все попытки по-другому построить систему догматического бого­словия были не очень удачными. Например, протоиерей Светлов пытался построить всю систему догматики вокруг учения о спасении, протоиерей Лепорский — вокруг догмата о Боговоплощении, однако эти попытки не получили признания:

Поэтому мы в своем изложении будем придерживаться тра­диционного метода» сначала о Боге в Самом Себе, т. е. о един­стве существа Божия и о Троичности Божества, и, затем уже о Боге, как Творце, Промыслителе, Искупителе, Освятителе и Мздовоздаятеле.