ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ И КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА (КОЛИЧЕСТВА)

Говоря, что Бог троичен, что в Боге есть три Лица, необходи­мо иметь в виду, что три в Боге не есть итог сложения, потому что отношения Божественных Лиц для каждой Ипостаси трой­ственны. В.Н.Лосский по этому поводу пишет:

"Отношения для каждой ипостаси тройственны, невозмож­но ввести одну из ипостасей в диаду, невозможно представить себе одну из них без того, чтобы немедленно не возникли две другие. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Ду­хом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы одновременны, ибо одно предполагает другое" (В. Н. Лос-ский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Дог­матическое богословие. М., 1991,с. 216).

Отказ от противопоставления Божественных Лиц, т. е. от­каз от того, чтобы мыслить их изолированно, как монады, или как диады, есть, по существу, отказ от приложения самой кате­гории числа к Пресвятой Троице.

Василий Великий об этом пишет: "Мы не ведем счет пере­ходя от одного до множественности путем прибавления, гово­ря : один, два, три, или первый, второй, третий, ибо "Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44, 6). Никогда до сего дня не говорили "второй Бог", но покланялись Богу от Бога. Исповедуя различие ипостасей без разделения природы на множественность, мы остаемся при единоначалии".

Когда мы говорим о троичности в Боге, речь не идет о мате­риальном числе, которое служит для счета и не приложимо к области бытия Божественного, поэтому в троичном богословии число из количественной характеристики преображается в ка­чественную. Троичность в Боге не является в общепринятом смысле количеством, оно лишь указывает на неизреченный божественный порядок. По словам прп. Максима Исповедни­ка "Бог есть равно монада и триада".

8.1. Почему Бог троичен в Лицах?

Почему Бог есть именно троица, а не двоица и не четверица? Очевидно, что исчерпывающего ответа на этот вопрос быть не может. Бог есть Троица потому, что Он желает быть именно таким, а не потому что кто-то Его к этому принуждает.

Святитель Григорий Богослов пытается следующим обра­зом выразить тайну триединства:


"Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица за­мыкается в совершенстве, ибо Она первой преодолевает состав двоицы, таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе — противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе — эллинства и мно­гобожия".

Святые отцы не пытались оправдать троичность перед ли­цом человеческого разума. Конечно, тайна троичной жизни есть тайна, которая бесконечно превосходит наши познавательные способности. Они просто указывали на недостаточность любо­го числа, кроме числа три.

Согласно отцам единица есть число скудное, двоица — чис­ло разделяющее, а три — число, которое превосходит разделе­ние. Таким образом в Троицу оказывается вписанные одно­временно и единство, и множество.

У В.Н.Лосского эта же самая мысль развивается следую­щим образом (Очерк мистического богословия Восточной Цер­кви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 216—217):

"Отец есть всецелый дар Своего Божества Сыну и Духу;

если бы Он был только монадой, если бы Он отождествлялся со Своей сущностью, а не отдавал ее, Он не был бы вполне лично­стью. ...

При раскрытии монады личностная полнота Бога не может остановиться на диаде, ибо "два" предполагает взаимное проти­вопоставление и ограничение; "два" разделило бы божествен­ную природу я внесло бы в бесконечность корень неопределен­ности. Это была бы первая поляризация творения, которая ока­залось бы, как в гностических системах, простым проявлени­ем. Таким образом, Божественная реальность в двух Лицах немыслима. Превосхождение "двух", т. е. числа, совершается "в трех"; это не возвращение к первоначальному, но совершен­ное раскрытие личного бытия".

Таким образом, можно сказать, что "три" является как бы необходимым и достаточным условием для раскрытия лич­ностного бытия, хотя, конечно, слова "необходимый" и "доста­точный" в строгом смысле к Божественному бытию неприло-жимы.