КАК ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ ОТНОШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ, ОБРАЗ ПРЕДВЕЧНОГО РОЖДЕНИЯ И ПРЕДВЕЧНОГО ИСХОЖДЕНИЯ

Отношения Божественных Лиц, которые открываются нам в Священном Писании, только обозначают, но ни в коей мере не обосновывают ипостасного различия. Нельзя сказать, что в Боге три Ипостаси по причине того, что первая Ипостась пред-вечно рождает вторую и предвечно изводит третью.

Троица есть некая первичная данность, которая ниоткуда не выводится, нельзя найти какой-то принцип, которым мож­но было бы обосновать троичность Божества. Никакой доста­точной причиной объяснить ее тоже невозможно, потому что нет никакого начала и нет никакой причины, которая Троице предшествовала бы.

Поскольку отношения Божественных Лиц являются трой­ственными для каждой Ипостаси, их нельзя мыслить как отно­шения противопоставленности. Последнее утверждает латинс­кое богословие.

Когда святые отцы Восточной Церкви говорят, что ипостас-ньпуг свойством Отца является нерождеяность, они тем самым хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын, и не есть Снятый Дух, и не более того. Таким образом, для Восточного богосло­вия характерен апофатизм в подходе к тайне отношения Бо­жественных Лиц.

Если попытаться эти отношения определить каким-то по­ложительным образом, а не апрфатическим, то мы тем самым неизбежно подчиним Божественную реальность категориям аристотелевой логики: связи, отношения и т. д.

Совершенно недопустимо мыслить отношения Божествен­ных Лиц по аналогии с причинно-следственными отношения­ми, которые мы наблюдаем в мире тварном. Если мы и гово­рим об Отце, как об ипостасной причине Сына и Духа, то тем самым мы лишь свидетельствуем о бедности и недостаточнос­ти нашего языка. •

Ведь в тварном мире причина и следствие всегда противо­стоят друг другу, они всегда есть нечто внешнее по отношению друг к другу. В Боге этой противопоставленностм, этого разде­ления единой природы нет. Поэтому в Троице противопостав­ление причины и следствия имеет только логический смысл, оно означает лишь порядок нашего умопредставления.

Что такое предвечное рождение и предвечное исхождение?


Святитель Григорий Богослов (31 Слово) отклоняет всякие по­пытки определить образ бытия лиц Святой Троицы:

"Ты спрашиваешь: что такое исхождение Духа Святого? Скажи мне сначала, что такое нерождаемость Отца. Тогда, в свою очередь, я, как естествоиспытатель, буду обсуждать рожде­ние Сына и исхождение Святого Духа и мы оба будем пораже­ны безумием за то, что подсмотрели тайны Божий".

"Рождение" и "исхождение" невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени.

Сами термины: "рождение", "исхождение", которые откры­вает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовер­шенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, "образ рождения и образ исхождения для нас непостижим".